Князь Валковский
КНЯЗЬ ВАЛКОВСКИЙ — центральный персонаж романа Ф. М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861). Дворянин, «голяк — потомок отрасли старинной», красивый, обладающий эффектными манерами, одаренный острым умом, предприимчивостью, виртуозной ловкостью в плетении интриг, он — воплощение дерзкого, удачливого, победительного зла в романе. Зла, обладающего сатанинской притягательной силой, — и оттого крайне опасного.
Именно князь, по мнению многих исследователей, главный герой романа. Все скрытые пружины действия сосредоточены
Еще молодым В. женился
В. беспредельно эгоистичен. Чтобы достигнуть своей цели или удовлетворить мимолетную прихоть, каприз, он готов шагать по трупам. («Скорее Лиссабон провалится, чем не сбудется по моему желанию».) Жизнь для него — коммерческая сделка, единственный «двигатель людских дел», им признаваемый, — деньги. В. жаждет «золотых дождей», видит счастье исключительно в миллионах. В загробное возмездие он не верит, идеалов и нравственных принципов лишен («Идеалов я не имею и не хочу иметь»). Над окружающими В. имеет странную, почти мистическую власть: дочь Смита, полюбившая его безгранично, не вынесла «превращения» ангела в демона; Николай Сергеевич Ихменев, очарованный князем и простиравший свою привязанность к нему «до космического», разорен и опозорен; Наташа и Катя — марионетки в руках В.
По замыслу Достоевского, В. должен был сложиться в образ наполеоновского или рот-шильдовского толка — дельца, капиталиста. Но, проявляя деловую хватку и определенный талант финансиста, В. отличается от наполеонов и РОТШИЛЬДОВ тем, что деньги и власть для него не цель, а лишь средство извлечь из жизни побольше наслаждений. Он — потребитель, изощренный, пресыщенный гурман. Внутреннее одиночество (как следствие полной атрофии естественных человеческих чувств и привязанностей) его не тяготит — скорее является самой оптимальной формой существования.
В. — зловещий интриган, материалист, теоретик и практик разврата, примыкает к огромной когорте отрицательных героев мировой литературы. Это и злодеи из произведений Шиллера, Гофмана, Сю, Сулье, Бальзака, и сладострастники Шодерло де Лакло, маркиза де Сада, Октава Мирбо. Относительно литературных прототипов, прообразов и предшественников В. существует большая литература (так, В. Туниманов в качестве несомненного предшественника князя называет барона Гектора Юло из высоко ценимого Достоевским романа Бальзака «Кузина Бетга»; В. Я.Кирпо-тин, В. И.Этов, Е. А.Маймин сопоставляют сюжетную линию романа с повестью А. С.Пушкина «Дубровский», К. В.Мочульский проводит аналогии откровений В. с парадоксальными взглядами племянника Рамо из одноименной философской повести Дидро и т. д.). Но от мелодраматических злодеев французских романов В. отличает его оригинальная, циничная философия жизни, круто замешенная на российском менталитете; поразительная сцена «заголения» (т. е. предельного, вызывающего откровения) князя перед Иваном Петровичем ночью в ресторане — это по сути первая «философская беседа» в творчестве Достоевского, предтеча беседы в трактире Версилова с сыном («Подросток») и поучения Ивана Карамазова Алеше, тоже в трактире («Братья Карамазовы»).
«Идея личности» В. в творчестве Достоевского восходит к почтенному чиновнику Юлиану Мастаковичу, сладострастнику, женившемуся на совсем юной девушке («Петербургская летопись», «Елка и свадьба»), а «потомство» князя достаточно великое. По одной линии от него происходят «сладострастники» (Свид-ригайлов в «Преступлении и наказании», Федор Павлович Карамазов в «Братьях Карамазовых»). По другой — «сверхчеловеки» — Раскольников («Преступление и наказание»), Иван Карамазов («Братья Карамазовы»). Обе эти линии соединяются в Ставрогине («Бесы»), что придает раннему и несовершенному образу В. особенный интерес.