ОПИСКИН — герой повести Ф. М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного» (1859). Фома Фомич О.- приживальщик в богатом поместье полковника Ростанева, где тот живет вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, и малолетними детьми. Раньше О. был шутом у Крахоткина, но сумел подчинить своему влиянию генеральшу и ее свиту из «перезрелых» девиц благодаря чтению им «душеспасительных книг», толкованию «христианских добродетелей», снов, «мастерскому» осуждению ближних, а также безудержному самовосхвалению.
«Олицетворение самолюбия самого безграничного», «загноившегося» из-за прежних унижений и «выдавливающего из себя зависть и яд при каждой встрече, при каждой чужой удаче», О. находит в доме Ростанева идеальные условия для проявления своей натуры. «Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет». Добрейший, совестливый Ростанев, убежденный в доброте и благородстве человеческой природы, оправдывает даже самые злые, эгоистические поступки людей и в итоге становится жертвой моральной тирании О. и самодурства матери. О. принуждает Ростанева к браку по расчету, требует изгнания бедной гувернантки
Насти, в которую полковник влюблен, распускает слухи о «феноменальном сластолюбии» Ростанева. «Плюгавенький человечек» «лет под пятьдесят», с ханжескими манерами и «нахальной самоуверенностью» на лице, О. вовсю издевается над крестьянами, над старым камердинером Гаврилой, над дворовым мальчиком Фала-леем, попавшим к нему в немилость из-за своей красоты и расположения к нему генеральши. Он мнит себя писателем в преддверии всероссийской славы, хотя на деле его сочинения — «необыкновенная дрянь». По ходу сюжета О. разыгрывает комедию «изгнания» из поместья в «простой, мужичьей телеге», с «узелком», при этом оповестив присутствующих, что видел Ростанева с Настей «в саду, под кустами». Рассвирепевший полковник вышвыривает вон хама, не ожидавшего такой развязки. Вскоре, струсивший и присмиревший, он возвращается, придумав новый «фокус». Оказывается, он всего лишь был защитником Настиной «невинности» от «необузданных страстей» Ростанева. Тот чувствует вину, а О. сам соединяет руки влюбленных. Теперь он устроитель «всеобщего счастья» и после свадьбы еще прочнее воцаряется в доме. Деспотические и лакейско-самолюбивые черты Достоевский изобразил и во многих других обиженных жизнью героях: Голядкине, Ефимове («Неточка Незванова»), Человеке подполья, Гане Иволгине («Идиот»), Смердя-кове и др. Известная близость образа О. к мольеровскому Тартюфу прослежена в работе М. П.Алексеева «О драматургических опытах Достоевского» (Творчество Достоевского. Одесса, 1921). Вопрос о «позднем» Гоголе как возможном прототипе О. исследован в статье Ю. Н.Тынянова «К теории пародии». В инсценировках повести Достоевского образ О. воссоздавали многие великие актеры: И-М. Москвин (1917), И. В.Ильинский (1957), А. Н.Грибов (1970).