Герой и антигерой в прозе XIX века


А главное, я терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины. Благородная гордость. Ф. М. Достоевский Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: “Все его повести и романы – огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде.” Произведения Достоевского построены на сопоставлении героев и антигероев, причем отрицательные характеры удаются автору лучше, чем положительные, выглядящие ходульно, несколько надуманно и нереально. Действие романа “Униженные и оскорбленные” происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х, когда роман писался. Изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: пассивное смирение или непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Между двумя линиями романа – пассивного и активного протестов – есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование. Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира. Это – великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: “Люби самого себя!” Жизнь для него – коммерческая


сделка, а люди – лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится сначала на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со света. Вскоре он вторично женится на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает, “обдирает” и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание в семью Ихменевых, чтобы полностью освободиться от любых обязанностей. Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в жены Алеше. Деньги для Валковского – мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. “Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни”,- цинично заявляет князь. Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высочайшими идеалами поэтов – надо всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверяет, что “в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм”. Такая сосредоточенность пороков в одном человека понадобилась Достоевскому для того, чтобы наглядно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней. Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора, человек в высшей степени гуманный и великодушный. В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты собственной биографии: Иван Петрович – писатель, его первый роман по содержанию напоминает “Бедных людей”, а отзыв о нем критика Б.- отзыв Белинского о произведении Федора Михайловича. Но Иван Петрович не только рассказчик, он и действующее лицо романа. Он страстно влюблен в Наташу Ихменеву. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета произведения. Как рассказчик, Иван Петрович “является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий,- пишет Добролюбов.- К нему приходит отец Наташи – сообщить о своих намерениях, за ним посылает ее мать – расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить перед ним свое сердце, нему обращается Алеша – высказать свою любовь, ветре “ость и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему пс подается Нелли, чтобы высказать свой характер, наконец, сам князь. напивается там, чтобы высказать Ивану Петровк чу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает”. Такая роль героя вполне оправдана ILV. сательской профессией и гуманной натурой, напоминающее самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дае известное представление об идейном конфликте середины XL века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей актш но бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о м( ральной помощи всем униженным и оскорбленным, он мучаете их скорбями и сочувствует их страданиям. Несколько иная роль у него как у героя романа, полюбившего Наташу. Создавая образ Ивана Петровича, Достоевски развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Г( рой беспредельно любит Наташу, его самозабвение доходит р такой степени, что он готов во имя счастья любимой уступш ее Алеше. Достоевский создает характер, который позднее в романе “Идиот” воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование. Как же оценить этот образ? Что в нем преобладает: сила или слабость! Добролюбов считал, что “слабость”. Он писал, что “если эт. романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие курьи чувства! А эта людей показывали еще нам как идеал чего-то!”. В резко отрицательной оценке героя Добролюбовым чувствуется веяние эпохи 60-х годов, когда демократы критиковали безвольных дворянских интеллигентов. Сам же писатель видит в поведена своего героя признак силы духа, умение человека подняться ш собственным эгоизмом и совершить благородный поступок – у троить счастье ближнего. Поэтому Достоевский искренне вид< нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и “заражал” ЭТЕ настроением читателя. “Униженные и оскорбленные” – специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События идеально сконцентрированы и происходят в максимально короткий срок, что позволяет автору ярко выделить героев и а тигероев. Это произведение имело огромное влияние на всю последующую русскую литературу и общество, так как пробуждало ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывало к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


What is it publicist style.
Сейчас вы читаете: Герой и антигерой в прозе XIX века

 »