Бессмысленность индивидуалистического бунта Раскольников
Согласно Раскольникову, сильный имеет право на убийство во благо полезного дела, но всегда ли будет достигнута цель. В большинстве случаев «необыкновенные» люди пропадают даром, и их страдания оказываются тщетными. Почему? Да потому что они одни. Бессмысленность индивидуалистического бунта хорошо показана Достоевским во снах Раскольникова. Маленький Родя не в силах остановить Миколку, забивающего ломом Савраську. Никто в одиночку не может остановить наступающую на Европу язву. В третьем сне Раскольникова общество распадается на множество
Такие крайние позиции приводят к гибели почти всего человечества. Остаются только избранные продолжить род человеческий. Люди наказаны за все свои злодеяния, веками копившимися в неизвестности. За преступлениями последовало наказание. Но почему Раскольников не учел в своем плане, что наказание неизбежно, ведь он подозревал это. По его теории «необыкновенных» всегда «казнят и вешают». «Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — будущего.»
Но это не то. Очевидно, Раскольников еще плохо понимал,
«Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные» — пишет автор о сне Раскольникова. Теперь каждый стал устранять препятствие на своем пути, и люди не заметили, как устранили все, что только можно, как переубивали друг друга. И не один из них так и не пришел к цели. Все чего они добились, есть хаос и разрушение мира. Одна теория в действии уничтожила общество. Это показывает неправильность размышлений героя романа, разрешавший убийство по совести, и доказывает слова Разумихина в первом разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем. Действительно, разрешение «крови по совести» оказалось страшнее официального ее разрешения.
Для опровержения теории Достоевский использует Лужина и Свидригайлова, людей, относящихся к «низшему» разряду, и в тоже время занимающих высокое положение в обществе, достигнутое не убийством. Оба эти героя призваны отрезвить Раскольникова, вернуть его в реальный мир, на который они, собственно, и настроены. Для них не существует теорий и размышлений, они действуют практично и тем добиваются своего. «.нечего не за свое браться, » — обращается Свидригайлов к Раскольникову, разом отвергая его теорию.
«Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда — нибудь поскорее в Америку!» — вот как смотрит на преступление героя романа Свидригайлов. Вся теория пошла побоку. Свидригайлов просто не принимает теорию Раскольникова, как нечто значительное. Для него она пустая выдумка, то есть вообще ничто. Таким образом теория Раскольникова и его страдания из — за нее не находят понимания у людей дела, Лужина и Свидригайлова. Теория Раскольникова «в бессонные ночи и в исступлении. замышлялась, с подыманием и стуканием сердца.». Сознание героя романа было в то время расшатано и извращено бедностью, казалось, безвыходным положением. Он утомлен «мелкой и неудачной борьбой за существование».
Больной разум довольно умного и образованного человека мог породить такую теорию. Понятно, что болезнь мешала хорошо осмыслить все положения теории, и она получилась незаконченной, незавершенной. «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям — вот общая тема, на которую написан роман Достоевского.» Само действие романа разрушает теорию и в глазах главного героя, и в глазах читателя.