Использование цветовых определений в романе «Преступление и наказание»
В произведениях Достоевского цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Использование цветовых обозначений Достоевским послужило темой некоторых научных исследований. Анализируя использование цветовых определений в романе Преступление и наказание, один из исследователей творчества писателя, С. М. Соловьев, пишет, что произведение Достоевского создано при использовании фактически одного желтого фона! Этот желтый фон великолепное, целостное живописное дополнение к драматическим
Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Однако цветовая гамма в описаниях Достоевского вовсе не ограничивается только желтым цветом. На страницах романа мы встречаем описания, в которых немаловажную роль играют белый, красный, голубой и черный цвета.
Но вернемся к основному цвету романа желтому. Какова символика желтого цвета? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется у нас с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда мы говорим о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать у нас радостные эмоции. Однако в романе Достоевского
Желтый сахар сочетается с надтреснутым чайником (сломанным, т. е. больным) и спитым чаем, который тоже имеет желтый цвет. Во втором примере желтый стакан, то есть давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая ржавая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненную убогую желтизну мы встречаем и при описании других вещей, например: пожелтелая меховая кацавейка Алены Ивановны, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах шляпа Раскольникова и т. д.
Желтый цвет преобладает в описании и той обстановки, в которой действует герой. Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями . Мебель вся очень старая и из желтого дерева грошовые картинки в желтых рамах . Так описывает Достоевский квартиру Алены Ивановны. А вот описание бедного жилища Раскольникова. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. Достоевский сравнивает жалкое жилье Раскольникова