Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
1866 год. В журнале «Эпоха» публикуется новая книга известного писателя Ф. М. Достоевского под весьма любопытным названием «Преступление и наказание». Не было такого заголовка до сих пор ни в русской, ни в мировой литературе. Именно этой книге обеспечена европейская известность, а имя автора отныне будет стоять в одном ряду с У. Шекспиром, Данте, Байроном, Мольером и другими великими властителями дум читающего человечества.
О чем же этот роман? Сама формулировка темы предполагает раскрытие разнородных понятий. Бунт — стихийное
Вот в такой нищенской обстановке, бессонными ночами вынашивал наш герой идею, согласно которой все человечество у него делится на два разряда: на тех, кто властвует («необыкновенные»), и на тех, кто рожден повиноваться («твари дрожащие»). Первые, по его мнению, двигают процесс, вторые — всего лишь материал для процесса. Следовательно, если первым для каких-либо высоких целей понадобится пожертвовать вторыми, то они, то есть необыкновенные люди, имеют моральное право это сделать.
Но к какому же разряду относится сам герой? Вот это-то ему и предстоит выяснить. А для проверки нужно поставить над собой эксперимент: совершить преступление. У него есть знакомая старуха — ростовщица, вдова, в чахотке, но, тем не менее, сумевшая нажить приличное состояние. Вот ее и предстоит убить, а на деньги, которые все равно «обречены в монастырь», получить образование, помочь матери и сестре и сделать «тысячу добрых дел», таким образом загладить преступление. Все стройно и логично в теории Раскольникова, только вот трудно применимы законы арифметики к жизни.
Все рушится уже в момент преступления. Вслед за старухою, жизнь которой, по мнению героя, не дороже жизни вши, раскольников случайно убивает и ее сестру Лизавету, одну из тех «униженных и оскобленных», которых он сам хочет облагодетельствовать впоследствии. Тихая, кроткая Лизавета ничем не провинилась перед людьми и Богом, но вот и ее пришлось убить. Значит, злодеяние часто карает невиновных, а благая цель не может быть достигнута негодными средствами.
Муки совести, терзающей Раскольникова, пострашнее суда и каторги. Не смог убить в себе человека герой Достоевского, и исторические авторитеты, вроде Наполеона, Салона, Ликурга и других «великих кровопроливцев» ему не помогают в оправдании злодейства.
В романе очень много философских размышлений о том страшном укладе, который ломает человеческие судьбы, именно против него бунтует Раскольников, но бунт его оборачивается преступлением. Писатель-гуманист Ф. М. Достоевский проводит своего героя через нравственные пытки, тяжкие страдания, но в конечном итоге оборачивает его лицом к людям. Одиночество и озлобленность сменяются любовью и пониманием. Со времени первой публикации Романо прошло больше ста лет.
Никогда благородная цель не достигается преступными средствами. Человек — сам по себе уникальное создание природы, он не может быть ни материалом, ни средством для достижения прогресса. История неоднократно подтверждала правоту Ф. М. Достоевского.