Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского
Ф. М.Достоевский великий писатель 60-х годов XIX века. В своих произведениях он отражал страдания людей от социальной действительности. Именно в то время развивался капитализм, и люди, которые не могли существовать в условиях тяжелой современности, оказывались в полной нищете. Конечно же, самым ярким произведением за всю его творческую работу является Преступление и наказание, в котором показан как гуманизм самого автора, так и героев романа. Действие происходит в Петербурге, но в произведении не говорится о парадной части города, писатель показывает
Главный герой романа Родион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями. И несмотря на эту ужасную обстановку, которая вынудила его на преступление, Раскольников человек гуманный. Об этом свидетельствуют его поступки: рискуя жизнью, Родион спасает ребенка из огня, сам нищий дает деньги на похороны Мармеладова и отца своего друга. Все эти факты свидетельствуют о доброте к людям.
Еще одна жертва жестокой действительности Катерина Ивановна, жена Мармеладова, в прошлом офицерская дочь, привыкшая к богатству. Она пытается сделать все возможное, чтобы ее дети не были голодными, старается содержать их в чистоте и одевать их в чистую одежду. Но как бы она ни старалась, ее дети постоянно голодны. От своей безысходности Катерина Ивановна повышает голос, но все напрасно.
Pа этим успокоительным словом процент стоит живой человек, и мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет, не может. И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом. Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы и это ясно отражено в романе.
Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в Преступлении и наказании, имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, своих поступках искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и в сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников вопреки собственной теории, неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным запасом, который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по-детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в Преступлении и наказании Свидригайлов.
Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной поверить и устыдиться. Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя романа затемнена гордыней и озлоблением взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольни-кове борется со взрослым, доброта с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге Преступления и наказания, означает окончательную победу доброты, возвращение героя к себе самому ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые наконец встречается с ним лицом к лиц}, как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни.