Этика добра и любви к людям в романе “Преступление и наказание”


В романе “Преступление и наказание” отображено два мира. Один мир – город богатый, второй – бедный, о котором и пойдет язык в произведении. Именно там страдают люди.
Достоевский показывает, что удушающий город, грязь и теснота способствуют ощущению духовного одиночества людей. И потому люди относятся друг к другу с недоверием, завистью и ненавистью.
Герои произведения попадают в ситуации, которые не подлежат никаким правилам. Если бы Соня Мармеладова не пошла на улицу – умерли бы от голода ее родня. Сестра Раскольникова, Дуня, соглашается на брак с циником Лужиным, чтобы дать возможность брату Родиону закончить университет. Для обеих героинь добро в отношении к ближним становится злом в отношении к себе. Однако обе они способны на самопожертвование. Недаром Соня дарит Раскольникову “простонародный” крестик. Ведь путь обновления героя – признание народной веры, носителем которой является Соня Мармеладова. Судить героя может только она. Будет судить любовью, чувствительностью и взаимопониманием. Подтекстом автор выразил идею, что людей спасет братское отношение друг к другу.
А относительно Дуни, то она и Разумихин почти не вспоминают о Боге, их гуманизм сугубо земной, а к “наполеоновской теории” они относятся так же негативно, как и Соня. Даже страж общественного строя Порфирий Петрович является человеком гуманным,


потому что пытается спасти общество не столько от преступников, сколько от теорий. Намного более порядочным, чем Раскольников, выступает Свидригайлов, потому что в нем проснулась совесть. Поэтому он спас от голодной смерти детей Екатерины Ивановны, вытянул из грязи и стыда Соню, оставил деньги для своей невесты, чтобы защитить ее от возможного падения. Своим самоубийством Свидригайлов доказывает Раскольникову невозможность другого пути для человека, который нарушил моральные принципы общества: “Понимаю, какие вопросы у вас в ходе: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А когда так, то и соваться не надобно: нечего не за свое дело браться”.
Проявления доброты свойственны даже глуповатому Лебезятникову, какой вступился за Соню без наименьшей личной заинтересованности, даже рискуя перед хозяйкой и соседями своей репутацией тихого обитателя, потому что этому персонажу не свойственны ни подлость, ни ложь, ни низость.
Больше девяноста персонажей в романе Достоевского. В чертах каждого из них, главных или эпизодических, можно найти множество позитивных черт, изувеченных обществом.
Но в борьбе с этим обществом формируются фигуры Разумихина и Дуни, к которым можно полностью отнести слова Федора Достоевского: “Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно”.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Педагогическая культура.
Сейчас вы читаете: Этика добра и любви к людям в романе “Преступление и наказание”