Мир человеческой души в лирике Цветаевой

Душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно». Невероятная открытость, откровенность — неповторимые черты лирики Цветаевой. Все внимание поэта обращено к быстро меняющимся приметам душевного состояния. Серьезной внутренней коллизии в душе человека перед лицом окончательного выбора посвящено одно из наиболее сильных стихотворений поэта — «Тоска по родине! Давно.». Весь текст пронизывает одна идея: такому человеку, как героиня,
— . все

равно, каких среди
— Лиц — ощетиниваться пленным
— Львом, из какой людской среды
— Быть вытесненной.
Стихотворение, в сущности, и составляет набор аргументов и доказательств возможности существования человека вне родины, где угодно. Однако подлинный смысл таится в последнем четверостишии, которое переворачивает все «вверх дном»:
— Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
— И все равно и все — едино.
— Но если на дороге куст
— Встает, особенно — рябина.
Куст рябины как символ родины перевешивает на чаше весов нравственного выбора все предыдущие аргументы. Свобода и
своеволие души, не знающей меры — вечная и дорогая тема для Цветаевой. В стихотворении «Уж сколько их упало в эту бездну.» героиня пытается разглядеть в дали лет тот день, когда ей будет суждено исчезнуть «с поверхности земли». Никому из смертных не миновать этого. Но как трудно представить, что когда — то наступит этот миг и —
— застынет все, что пело и боролось,
— Сияло и рвалось
Ведь героиня так дорожит всем, что есть «на ласковой земле», всем многообразием звуков, голосов, красок. И мысль о том, что после ее ухода ничего не изменится вокруг, жизнь для других останется прежней — обыденной, полной забот, совершенно нестерпима для нее. Со свойственным ей максимализмом лирическая героиня обращается сразу «к нам всем». Это весьма характерный пример цветаевского гиперболизма чувствований: «что мне, ни в чем не знавшей меры. Чужие и свои?!» В искупление грядущей разлуки с землей она просит любви — большей, чем та, что достается ей ныне. Но это просьба звучит крайне категорично и настойчиво: «Я обращаюсь с требованьем веры/ И с просьбой о любви». Героиня ждет, чтобы ее любили — за независимый и гордый нрав, за достоинство и великодушие, за пережитые разочарования и боль, за сплав разнородных начал, причудливо соединившихся в ее ранимом и любящем сердце — и, наконец, за неизбежный уход с земли, столь трагический для нее — «такой живой и настоящей».
М. Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув в своем творчестве трагической истории XX века, она раскрыла трагедию мироощущения человеческой души.
Тема поэта и Родины в стихотворении «Тоска по родине. Давно.». Марина Цветаева выросла в очень необычной семье — отец — искусствовед европейского масштаба, мать — пианистка. Росла она как бы вне окружающей реальности, поэтому творчество Цветаевой так своеобразно. Лирическая героиня Марины Цветаевой абсолютно тождественна личности поэта. Известно, что она считала, будто «я» стихотворений должно соответствовать биографическому «я», с его настроениями, чувствами и цельным мироощущением. Это значит, что стихотворения Цветаевой можно воспринимать как ее собственную речь.
Художник в творчестве Цветаевой — это, прежде всего, творец, противостоящий обыденному и бытовому, «всему остальному миру». Отсюда яркая поэтическая особенность Цветаевой — ее стихотворения построены на контрастах вечного и сиюминутного, бытия и быта. Причем источником противоречий оказывается сама героиня, как, например, в стихотворении «Вы, идущие мимо меня.»:
— сколько темной и грозной тоски
— в голове моей светловолосой.
Но главное противостояние в мире Цветаевой — это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право художника на свой собственный мир, право на творчество. Поэтический дар, по ее мнению, делает человека крылатым, возносит его над житейской суетой, которая может убить поэта. В стихотворении «Думали — человек!» поэт, «светоносное солнце», убит бытом:
— думали — человек!
— И умереть заставили.
— Умер теперь. Навек.
— плачьте о мертвом ангеле!
Одно из наиболее характерных состояний Цветаевой-поэта — состояние одиночества, вызванное постоянным противостоянием. Даже в родной стране она чувствует себя эмигрантом — никто не может понять поэта:
— Мне безразлично — на каком
— Не понимаемой быть встречным!
«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России», — пишет Цветаева. И в стихотворении «Тоска по родине! Давно», казалось бы, она доказывает, что может существовать где угодно:
— Мне все равно, каких среди
— Лиц ощетиниваться пленным
— Львом, из какой людской среды
— Быть вытесненной — непременно — .
Но все же, несмотря на все отговорки, Цветаева тоскует по родине, это видно из последних строк стихотворения:
— Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
— И все — равно, и все — едино.
— Но если по дороге — куст
— Встает, особенно — рябина.
Только касаясь темы родины, Марина Цветаева перестает протестовать и в полной мере отдается тоске по горячо любимой России.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мир человеческой души в лирике Цветаевой