Творчество М. Цветаевой: рассказ о себе

Творчество М. Цветаевой – одно из самых своеобразных явлений литературы Серебряного века. Оно отмечено прежде всего глубинным единством жизни и слова о ней, напряженной исповедал ьнос-тью, искренностью, открытостью. Уже в первых своих сборниках (в Вечерний альбом “, “Волшебный фонарь”) М. Цветаева открывает читателю очень интимный, таинственный мир:
– По роялю бродит сонный луч, Поиграть?
– Давно утерян ключ!
– Ах, без мамы ни в чем нету смысла!.
Здесь возникает и образ рано умершей матери, и образ романтического прошлого родного города – Москвы. “Уже в своих самых ранних стихах М. Цветаева практически ничего не выдумывала и никому не подражала. Эти стихи предельно искренни, в них осязаемо присутствует своеобразная личность, и даже нота трагизма, характерная для более поздних произведений, врывается в эти светлые и простодушные стихи:
– Ты дал мне детство лучше сказки
– И дай мне смерть в семнадцать лет.
В дальнейшем в лирике М. Цветаевой возникают образы цыганки, грешницы, куртизанки, участницы разбойничьей шайки. Но все эти маски – лишь проекции личности поэта в разных культурах, в разных эпохах. В них – цыганский мятеж и бунтарство, энергия жизни, напряженность ее биения. Самое главное, что свойственно цветаевской повести о себе, – драматическое переживание жизни и осознание высокого призвания поэта:
– Есть на свете поважней дела
– Страстных бурь и подвигов любовных
– Ты – крылом стучавший в эту грудь.
– Молодой виновник вдохновенья
– Я тебе повелеваю – будь!
– Я не выйду из повиновенья.
Отсюда возникает особый строй души, особая атмосфера, характерная для всех ее творений. Это – стихия душевного горения, безмерности чувств, постоянного выхода за любые пределы, острейших конфликтов с окружающим миром.
– Что же мне делать, певцу и первенцу,
– В мире, где наичернейший – сер!
– Где вдохновенье хранят, как в термосе!
– С этой безмерностью в мире мер?!
Но не только о своей душе, о ее переживаниях говорила М. Цветаева. В годы революции ее голос звучит пророчески:
– Свершается страшная спевка,
– Обедня еще впереди!
– Свобода! – Гулящая девка
– На шалой солдатской груди!
Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце поэта, и пришло прозрение: больно всем – и белым, и красным:
– Белый был – красным стал: Кровь обагрила.
– Красным был – белым стал: Смерть побелила.
В эти тяжелые годы, когда М. Цветаева осталась с дочерьми одна, без всякой поддержки, и должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на страницы дневника. Одно из стихотворений она начинает словами: “Ты хочешь знать, как дни проходят?” И стихи рассказывают об этих днях – “Чердачный дворец мой.”, “Высоко мое оконце.”, “Сижу без света и без хлеба.” И о самом страшном – о смерти от голода двухлетней дочери Ирины – тоже рассказано в стихах. Это исповедь матери, которая не могла спасти обеих дочерей и спасла одну:
– Две руки – ласкать, разглаживать
– Нежные головки пышные.
– Две руки – и вот одна из них
– За ночь оказалась лишней.
По стихам М. Цветаевой можно безошибочно восстановить ее биографию: и отъезд из России, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы). И, конечно, трагический конец:
– Пора – пора – пора
– Творцу вернуть билет.
– Отказываюсь – быть,
– В бедламе нелюдей
– Отказываюсь – жить.
Так заканчивается цветаевская повесть. Она знала, в чем ее трагедия, – в том, что для нее “нет ни одной внешней вещи, все – в сердце и судьбе”. Поэтому чтение ее стихов – занятие не из легких. В произведения М. Цветаевой необходим о углубляться, они требуют от читателя встречной работы мысли. Однако усилия оказываются вознагражденными проникновением в мир глубоких мыслей и смелых исканий.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Вся античная литература кратко.
Сейчас вы читаете: Творчество М. Цветаевой: рассказ о себе