Творчество М. Цветаевой: рассказ о себе

Творчество М. Цветаевой — одно из самых своеобразных явлений литературы Серебряного века. Оно отмечено прежде всего глубинным единством жизни и слова о ней, напряженной исповедал ьнос-тью, искренностью, открытостью. Уже в первых своих сборниках (в Вечерний альбом «, «Волшебный фонарь») М. Цветаева открывает читателю очень интимный, таинственный мир:
— По роялю бродит сонный луч, Поиграть?
— Давно утерян ключ!
— Ах, без мамы ни в чем нету смысла!.
Здесь возникает и образ рано умершей матери, и образ романтического прошлого

родного города — Москвы. «Уже в своих самых ранних стихах М. Цветаева практически ничего не выдумывала и никому не подражала. Эти стихи предельно искренни, в них осязаемо присутствует своеобразная личность, и даже нота трагизма, характерная для более поздних произведений, врывается в эти светлые и простодушные стихи:
— Ты дал мне детство лучше сказки
— И дай мне смерть в семнадцать лет.
В дальнейшем в лирике М. Цветаевой возникают образы цыганки, грешницы, куртизанки, участницы разбойничьей шайки. Но все эти маски — лишь проекции личности поэта в разных культурах, в разных эпохах. В них —
цыганский мятеж и бунтарство, энергия жизни, напряженность ее биения. Самое главное, что свойственно цветаевской повести о себе, — драматическое переживание жизни и осознание высокого призвания поэта:
— Есть на свете поважней дела
— Страстных бурь и подвигов любовных
— Ты — крылом стучавший в эту грудь.
— Молодой виновник вдохновенья
— Я тебе повелеваю — будь!
— Я не выйду из повиновенья.
Отсюда возникает особый строй души, особая атмосфера, характерная для всех ее творений. Это — стихия душевного горения, безмерности чувств, постоянного выхода за любые пределы, острейших конфликтов с окружающим миром.
— Что же мне делать, певцу и первенцу,
— В мире, где наичернейший — сер!
— Где вдохновенье хранят, как в термосе!
— С этой безмерностью в мире мер?!
Но не только о своей душе, о ее переживаниях говорила М. Цветаева. В годы революции ее голос звучит пророчески:
— Свершается страшная спевка,
— Обедня еще впереди!
— Свобода! — Гулящая девка
— На шалой солдатской груди!
Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце поэта, и пришло прозрение: больно всем — и белым, и красным:
— Белый был — красным стал: Кровь обагрила.
— Красным был — белым стал: Смерть побелила.
В эти тяжелые годы, когда М. Цветаева осталась с дочерьми одна, без всякой поддержки, и должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на страницы дневника. Одно из стихотворений она начинает словами: «Ты хочешь знать, как дни проходят?» И стихи рассказывают об этих днях — «Чердачный дворец мой.», «Высоко мое оконце.», «Сижу без света и без хлеба.» И о самом страшном — о смерти от голода двухлетней дочери Ирины — тоже рассказано в стихах. Это исповедь матери, которая не могла спасти обеих дочерей и спасла одну:
— Две руки — ласкать, разглаживать
— Нежные головки пышные.
— Две руки — и вот одна из них
— За ночь оказалась лишней.
По стихам М. Цветаевой можно безошибочно восстановить ее биографию: и отъезд из России, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы). И, конечно, трагический конец:
— Пора — пора — пора
— Творцу вернуть билет.
— Отказываюсь — быть,
— В бедламе нелюдей
— Отказываюсь — жить.
Так заканчивается цветаевская повесть. Она знала, в чем ее трагедия, — в том, что для нее «нет ни одной внешней вещи, все — в сердце и судьбе». Поэтому чтение ее стихов — занятие не из легких. В произведения М. Цветаевой необходим о углубляться, они требуют от читателя встречной работы мысли. Однако усилия оказываются вознагражденными проникновением в мир глубоких мыслей и смелых исканий.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Творчество М. Цветаевой: рассказ о себе