«Моя специальность — жизнь.» (лирика М. Цветаевой)

Русская поэзия — наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей в свое время за­бывали, не печатали, о них не говорили. Од­нажды Цветаева в разговоре о литературе сказала: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность — Жизнь». Жила она слож­но и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неуст­роенности.
В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи она выпускает до­вольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили

такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Стихи юной поэтес­сы были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, своеобразием и непо­средственностью. В этом сборнике Цветаева превращает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:
Ты все мне поведал — так рано!
Я все разглядела — так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос.
Марина очень любила город, в котором ро­дилась, Москве она посвятила много стихов:
Царю Петру, и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари:
колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
— И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Цветаева писала не только стихи, но и про­зу. Для ее прозаических произведений харак­терна тематическая и стилистическая бли­зость с ее поэзией. В ней, как и в стихах, ва­жен был не только факт, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: «Про­за поэта — другая работа, чем проза прозаи­ка, в ней единица усилия — не фраза, а слово, и даже часто — мое». Одна из ее прозаичес­ких работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с творчеством поэта и что о нем узнала снача­ла. Она пишет, что Пушкин был ее первым по­этом и первого поэта убили. Она рассуждает о его персонажах. Пушкин «заразил» Цветае­ву словом «любовь». Этому великому поэту она посвятила множество стихов:
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин в роли — монумента?
Гостя каменного?.
Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не по­няла. Для нее это поистине роковое событие. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. Берлин, Прага, Париж. В ее сти­хах зазвучали совсем иные ноты:
Берегитесь могил:
Голодней блудниц!
Мертвый был и сенил:
Берегитесь гробниц!
От вчерашних правд
В доме смрад и хлам.
Даже самый прах
Подари ветрам!
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глу­хая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. «Ро­дина не есть условность территории, а принад­лежность памяти и крови, — писала она. — Не быть в России, забыть Россию — может боять­ся только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот теряет ее лишь вместе с жизнью». Тоска по России слышна в таких ли­рических стихотворениях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня по­клон», «О неподатливый язык!.», сплетается с думой о новой Родине, которую поэтесса еще не видела

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Моя специальность — жизнь.» (лирика М. Цветаевой)