Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве

1. Обрат Москвы в произведениях русских поэтов.
2. Место столицы в жизни и творчестве Цветаевой.
3. Анализ стихотворения “Облака – вокруг”.
4 Анализ стихотворения “По церковке – все сорок сороков”.
5. Собирательный образ Москвы.
Многие поэты в своем творчестве обращались к об разу Москвы. В ней находили величие и пошлость ее превозносили и боготворили. Облик Москвы меняющийся каждую эпоху, постоянно запечатлевался и изменялся в произведениях художниках, поэтов, прозаиков. Отразилась она и в творчестве Марии Ивановны

Цветаевой, получив особенных облик, запомнившийся многим читателям.
Выбор Москвы как постоянного пространства многих своих произведений для Цветаевой не случайно. Поэтесса родилась практически в самом центре Москвы, в доме в Трехпрудном переулке. Для нее город стал чем-то большим, чем жизненное пространство. Он органически переплелся с идеалами и мечтами Цветаевой, становясь постоянным для многих ее произведений.
В ее раннем творчестве город предстает как воплощение гармонии и изящества. В стихотворении “Домики старой Москвы” город – символ минувшей эпохи. В тексте множество слов и понятий, передающих
налет чего-то старинного, но дорогого:
Домики с знаком породы
С видом его сторожей.
Синие подмосковные холмы,
В воздухе чуть теплом – пыль и деготь.
“Вековые ворота”, “деревянный забор”, “потолки расписные”, “домики с знаком породы” – подобные эпитеты передают терпкий, чуть горьковатый запах старины, родной и памятной, при этом не утратившей еще своей красоты и привлекательности. Характерен для этого стихотворения особый стиль, аллегорическое изображение говора москвича – ладного, слегка напевного. Это передается не только оригинальным размером стихотворения, но и часто встречающимися диалектизмами, чисто московскими словами и выражениями.
В 1916 году молодой Цветаевой был завершен цикл стихотворений о Москве, который можно было бы назвать нескончаемой хвалебной песнью городу. Вступительное стихотворение – “Облака – вокруг” – светлое, радостное, романтичное. Стихотворение является своеобразным подарком дочери поэтессы: откуда-то свысока, должно быть, с Воробьевых гор или с Кремлевского холма, поэтесса любуется городом и показывает его маленькой дочке Але. “Дивный и мирный град” она завещает своему ребенку и ее будущим детям:
Облака – вокруг,
Купола – вокруг,
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое Невесомое!
Будет твой черед:
Тоже – дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Выражение этой нежной горечи часто охватывает художницу слова при воспоминании о родном и любимом городе. Само стихотворение – легкое, невесомое, действительно выглядит как наказ ребенку – простой и понятный, но в то же время передающий тонкое лирическое настроение грядущей утраты того ценного, что хранилось долгие годы. Главным в столице для художницы слова является духовность – жива еще народная вера и стоят еще золотящиеся на солнце “сорок сороков церквей”:
По церковке – все сорок сороков
И реющих над ними голубков,
И Спасские – с цветами – ворота,
Где шапка православного снята.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Семь холмов – как семь колоколов,
На семи колоколах колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, –
Колокольное семихолмие!
Вера, пропитавшая текст стихотворения и разлитая практически в каждой строчке, и делает город особенным и единственным для поэтессы. Конечно, жители святого города не становятся святыми, оставаясь в чем-то грешными, а в чем-то убогими, однако близость Бога, хранящего столицу, позволяет им очиститься. Потому и покаяние, и слезы верующих обитателей города искренни и чисты:
На каторжные клейма,
На всякую болесть, –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
Постоянное божественное присутствие создает непередаваемый тонкий духовный лад стихотворения. Появляется желание уйти, убежать от будничности и обычной жизни. Поэтому поэт в представлениях Цветаевой – “смиренный странник, во тьме поющий Бога”. Москва в этом контексте – своеобразный ключ, лакмусовая бумажка, открывающая поэтессе ее истинную душу и истинное лицо:
Я – двойника нащупавший двойник –
Сквозь легкое лицо проступит – лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!
Центром творчества поэтессы, посвященного родному городу, становится цикл “Стихи о Москве”, куда и входит последнее стихотворение. Это собрание текстов, посвященных одному и тому же городу, пронизано странным, но прекрасным настроением взволнованности, светлой грусти и какой-то бесшабашной радости.
Город становится особым даром, данным Богом, которой нельзя принять, а надо отдавать другим людям, преумножив и расширив рамки своих чувств. Дарит Цветаева Москву и своей дочери, и своему возлюбленному – известному поэту серебряного века О. Э. Мандельштаму – в качестве доказательства любви к ним, в качестве залога подлинности чувств и слов:
Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
И встанешь ты, исполнен дивных сил.
Ты не раскаешься, что ты меня любил.
Именно благодаря своей духовности и душевной чистоте жителей Москва и становится аналогом обручального кольца, “градом нерукотворным”, живым не только в физическом плане, но и в человеческих сердцах.
Москва – наследство, полученное от предков. Это город, объединяющий своим существованием в одно целое историю и веру, дающиеся человеку единожды в жизни. Кровная связь с землей своих предков, светлые воспоминания о родном городе и доме и делают человека настоящей личностью. Неслучайно венчает цикл стихотворений о Москве произведение, в котором поэтесса описывает день своего появления на свет:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Национальное русское начало пронизывает все творчество Цветаевой, делая его трогательным и жестким одновременно. В дневнике есть следующая запись, полностью передающая образ Цветаевой – россиянки: “Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью”.




A functional style of language is.
Сейчас вы читаете: Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве