Какие составляющие пушкинского гения выделила Цветаева в своем поэтическом цикле
Ключом к пониманию произведения будут слова поэтессы из письма к Тесковой (2 января 1937 г.): «Мой Пушкин — это Пушкин моего детства: тайных чтений с головой в шкафу, гимназической хрестоматии моего брата, которой я сразу завладела, и т. д. Получается очень живая вещь». И ее же мысли, высказанные в письме к В. Н. Буниной (11 марта 1937 г.): «Никто не понял, почему Мой Пушкин, все, даже самые сочувствующие, поняли как присвоение, а я хотела только: у всякого — свой, это — мои».
Итак, можно выделить две основные «грани» ключа: «Мой Пушкин
Следовательно, анализируя эссе «Мой Пушкин», учитель должен помнить — и! это объяснить учащимся,- что Цветаева в этом произведении стремилась передать свои детские впечатления от стихотворений и поэм Пушкина, не претендуя, бесспорно, на роль литературного критика, ставящего перед собой задачу дать объективную оценку пушкинского творчества. Цветаевские впечатления абсолютно личностные, исключительно, как она подчеркивала, живые, далекие от каких-либо канонических взглядов на Пушкина. Наполнены они свежим ароматом детских эмоций и
«Мой Пушкин» Марины Цветаевой станет для учащихся тем новым словом, которое поможет разрушить сложившийся взгляд на творчество Пушкина, вызовет желание перечитать уже «изученные» произведения поэта, даст возможность понять, что у каждого из них может быть свой Пушкин, как у Белинского, Писарева, Достоевского, Пастернака, Цветаевой.
Какие же части цветаевской литературной сонаты — а именно так хотелось бы определить жанр ее произведения — заслуживают особого внимания? Прежде всего — это раздел, посвященный памятнику А. С. Пушкину на Тверском бульваре работы скульптора А. М. Опекушина (1838-1923), открытие которого состоялось в 1880 году. Анализируя текст, необходимо остановиться на словах поэтессы: «Мне приятно, что именно памятник Пушкина был первой победой моего бега». Как понимать их? Бег — это символ движения, творческого развития, поэтического восхождения. Первая победа — осознание гения Пушкина, без которого немыслимо творческое развитие поэтической личности, немыслимо стать истинно русским поэтом. Не случайно эпиграфом к эссе «Мой Пушкин» Цветаева взяла строки из своих «Стихов к Пушкину»:
Русской судьбы —
Гений полета,
Бега,
Борьбы.
Знакомство семилетней Марины Цветаевой с памятником Пушкину и развитие их «отношений» — сюжетный рисунок этого раздела. Постепенное проникновение образа Пушкина в душу ребенка: от смутных контуров, непонимания изначального смысла скульптурного образа до интуитивного, а затем сознательного представления о его величии и трагичности — таков путь инфантильной духовной диалектики. И как результат этого движения — осознание гениальности Пушкина: «из тысячи фигурок, даже одна на другую поставленных, не сделаешь Пушкина»; «уходим мы или приходим, а он — всегда стоит».
Здесь же и осознание исторической роли Пушкина: памятник ему — «памятник свободе — неволе — стихии — судьбе — и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей».
«У кого из народов — такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная — и непреклонная, ясновидящая — и любящая.
Ведь в отповеди Татьяны — ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому-то Онегин и стоит, «как громом пораженный».
Действительно, пушкинская героиня буквально источает всепрощение, она милосердна, лишена лукавства.
«Все козыри были у нее в руках, чтобы отомстить и свести его с ума, все козыри — чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сровнять с паркетом той залы,- она все это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю,- к чему лукавить?»
В отличие от Достоевского, увидевшего в характере Татьяны смирение, Цветаева отметила в пушкинской героине умение прощать и стремление к нравственной чистоте, к нравственной победе, не ущемляющей человеческое достоинство и самолюбие другого, а приподнимающей его над землей, возвышающей, порождающей желание самоочиститься, покаяться, чтобы стать лучше.
Любопытно обращение поэтессы к той части молодого поколения, которую нередко называют слабым полом:
«Да, да, девушки, признавайтесь — первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почетных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них — и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы».
Как видим, Цветаева, сравнивая двух героинь — Татьяну и Анну Каренину,- отдает предпочтение пушкинской Татьяне. А ее обращение к молодежи чем-то напоминает нравственную проповедь с опорой на собственный жизненный опыт: «Между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь — и дородясь». И более того: «Так, Татьяна не только на всю мою жизнь повлияла, но на самый факт моей жизни: не было бы пушкинской Татьяны — не было бы меня». Здесь речь уже идет о нравственном идеале матери Марины Цветаевой — Марии Александровне Мейн.
Поражают тонким проникновением в пушкинские стихотворения воспоминания поэтессы о впечатлениях, которые оставили в ее душе «Бесы», «Вурдалак», «К морю». Проникновение это, безусловно, ограничено рамками детского интеллекта, но разнообразие ассоциаций, которым оно сопровождается, интуиция, догадка — все это обусловливает тонкость и легкость, чего порой не хватает даже литературным критикам.
Подлинной жемчужиной является раздел, посвященный стихотворению «К няне». Представляет интерес вывод Цветаевой-ребенка:
«. Пушкин из всех женщин на свете больше всего любил свою няню, которая была не женщина. Из «К няне» Пушкина я на всю жизнь узнала, что старую женщину — потому, что родная,- можно любить больше, чем молодую — потому, что молодая, и даже потому, что — любимая. Такой нежности слов у Пушкина не нашлось ни к одной».
На завершающем этапе урока по изучению эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» можно предложить учащимся ряд вопросов развивающего характера.
1. Когда произошла ваша первая встреча с произведениями Пушкина?
2. Какое произведение поэта вам особенно близко и почему?
3. Согласны ли вы с характеристикой, которую дала Марина Цветаева образу пушкинской Татьяны?
4. Пушкин научил Цветаеву понимать значение слова «любовь». А какое понятие помог осмыслить вам гений русской поэзии?
5. Что дало вам знакомство с эссе «Мой Пушкин»?