Блоковская тема в творчестве М. Цветаевой
Голубоглазый меня сглазил снеговой певец.
М. Цветаева
Творчество М. Цветаевой яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала XX века. Но верно говорят: нет пророка в своем Отечестве. Родная страна, так нежно и верно любимая этим большим поэтом, не сумела или не захотела вовремя заметить мощный, самобытный, невиданный талант М. Цветаевой, и поэтому судьба Марины Ивановны была непростой, трагической: она не смогла принять Октябрьскую революцию и была вынуждена эмигрировать за границу. Годы, проведенные там, наполнены для Цветаевой тоской
М. Цветаева была Поэтом с большой буквы, и поэтому ее всегда волновали жизнь и творчество поэтов-современников, среди которых А. Блок всегда занимал особое место. Его миропонимание, поиски идеала, глубокая неудовлетворенность реальностью того времени были близки молодой Цветаевой.
Нежный призрак,
По мнению М. Цветаевой, поэты стоят над бытом и обыденностью, хотя и живут среди обыкновенных людей. Именно им дана способность по-новому видеть современность, связывать прошлое и настоящее, заглядывать в будущее. Таков и Блок, с его умением предчувствовать грядущие события, видеть солнце и тучи на небосводе Родины.
Ты проходишь на запад солнца, Ты увидишь вечерний свет, Ты проходишь на запад солнца, И метель заметает след.
Цветаева называет Блока прекрасным «божьим праведником», «свете тихий моей души», стараясь объяснить, насколько дорог для нее этот поэт. В стихах Марины Ивановны, наполненных глубоким уважением и трепетным восхищением, А. Блок предстает перед нами не как ее современник, а как человек, живущий вне времени и пространства, гражданин мира, чей путь невозможно постичь обычным людям настолько он велик и даже свят.
И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому святому лику Только издали поклонюсь.
И Блоку, и Цветаевой было суждено жить в сложнейшее переходное время, быть свидетелями гибели старого мира и построения нового, но, вместе с тем, и очевидцами голода, болезней, разрухи в масштабе целой страны. Поэтому в стихах Цветаевой, посвященных Блоку, появляется образ серафима, который глухим голосом, подобным слабому лучу «сквозь черный мрак адов», говорит не только о своей любви к России и ее людям, «слепым и безымянным», но и
.еще о том,
Какие дни нас ждут, как бог обманет,
Как станешь солнце звать и как не встанет.
А. Блок, в отличие от Марины Цветаевой, сумел принять революцию, потому что видел в ней возможность изменить ненавистную ему мещанскую и лицемерную реальность. Но послереволюционная действительность была слишком сложна и неоднозначна, во многом противоречива, и это в большой степени обусловило раннюю смерть поэта. Талантливые люди часто платят за свой дар незащищенностью от обыденности, они бывают и смешными, и нелепыми в житейских ситуациях, но все это следствие их возвышения над временем, над одномерностью восприятия. В стихотворении, написанном через несколько дней после смерти Блока, Цветаева пытается оградить имя поэта от излишнего славословия:
Други его не тревожьте его! Слуги его не тревожьте его! Было так ясно на лике его: Царство мое не от мира сего.
Но М. Цветаева и сама была поэтом от бога, ей тоже было даровано умение заглядывать в будущее не только свое и родной страны, но и других людей. Еще в ранних своих стихах поэтесса предчувствует трагическую судьбу столь близкого и дорогого ей поэта А. Блока, заранее переживает происходящее:
Думали человек! И умереть заставили. Умер теперь. Навек Плачьте о мертвом ангеле!
И все же большинство произведений М. Цветаевой, посвященных А. Блоку, наполнены радостью от осознания, что ей суждено жить в одно время с таким человеком. В имени Блока для Марины Ивановны навсегда соединились время, природа, Родина, вся Вселенная:
Имя твое птица в руке, Имя твое льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ. Имя твое пять букв.