Марина Ивановна Цветаева самобытная и яркая звезда русской поэзии


Стихотворение “Попытка ревности” было написано 19 ноября 1924 года. В нем ярко раскрывается тема ревности. Известно, что ревность – одна из самых сильных человеческих эмоций, сравнимая и с любовью, и с ненавистью, и поэтому она относится к любовной лирике. Лирическая героиня искренне любит лирического героя и поэтому посвящает ему это стихотворение. Оно представляет собой некое послание к своему возлюбленному. Цветаева в довольно жесткой эгоистичной форме высмеивает его избранницу. На протяжении всего стихотворения пытается доказать лирическому герою, что выбранная им женщина является женщиной “рыночным товаром” “без шестых чувств”.
Композиция стихотворения – антитеза. Все стихотворение строится на противопоставлении Цветаевой к этой женщине. Ее она рисует серым никчемным созданием, а себя же великой поэтессой, богиней. И обвиняет лирического героя в его глупом выборе. Он, “поправший Синай”, является, по ее мнению, главным виновником случившегося.
Мы видим, что все стихотворение пропитано жгучей ревностью, каждая строчка это кусочек уязвленной гордости поэтессы. Можно сказать, что поэтесса бесконечно любит лирического героя и поэтому старается возвратить его всеми возможными способами (например, в этом стихотворении она возвышает себя и показывает недостатки избранницы героя). Лирическая героиня способна


преодолеть все преграды, отстаивая свое право на чувство, способна “выстрадать и вернуть назад” своего избранника. Она непредсказуема и неожиданна. Ей нетрудно в одно и то же время быть неясной, ласковой и надменной. Она по-прежнему любит лирического героя и не может быть без него. Ожидание и страдание самой героини, живущей с нелюбимым человеком, показывают последние строки стихотворения: “Как живется, милый? Тяжче ли, Так же ли, как мне с другим?” Бунтующая и страстная, она порой страдает, как самая обыкновенная женщина, задающая вечный вопрос: “Мой милый, что тебе я сделала?”
Она, как смерч, врывается в поэзию начала XX века. Молодая и необузданная сила кипит, выливается в яркие неповторимые ритмы, звуки, порывы. Для ранней Цветаевой характерен интерес к своему “я”, корням и истокам.
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли. –
Бабушка! – этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?
Кажется, Цветаева с младых ногтей знала, что в ней горит неугасимое пламя, которому необходимо вырваться наружу, удивить и поразить всех. Энергию непременно надо выплеснуть, иначе она испепелит душу.
Моим стихам, написанным так рано.
Что и не знала я, что я – поэт.
Сорвавшимся, как брызги из фонтана.
Как искры из ракет.
В самых первых стихах поражает философское восприятие мира. Интерес к вечным проблемам бытия и неожиданно “легкое” их решение. Юную душу не отягощают мысли о смерти; они как бы легко налетают и так же легко растворяются.
Не думай, что здесь – могила.
Что я появлюсь, грозя.
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя.
Как луч тебя освещает.
Ты весь в золотой пыли.
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
В ее поэзии раннего периода много света и пространства, шорохов и звуков, она наполнена солнцем, ветром, юношеской порывистостью. Цветаева хочет любить и быть любимой, узнать мир и непременно “состояться” в нем.
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры.
Чужие и свои?? –
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет.
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет.
Весь необъятный мир с его страстями и переживаниями вместила юная Цветаева, а затем выплеснула его на читателей великолепными, звучными, энергичными стихами, один звук и ритм которых уже приводит в восторг. Хочется читать и читать их до бесконечности, даже не вдумываясь особо в смысл, осознание приходит позже, и еще больше поражает гениальность поэта.
Никто ничего не отнял –
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую вас через сотни
Разъединяющих верст.
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед.
Целую вас через сотни
Разъединяющих лет.
Как в таком юном возрасте удалось Цветаевой соединить высокие идеи, мысли, порывы в совершенную форму? Это – от Бога. И поэтесса это прекрасно понимала. Не она виновата, что ее не всегда понимали, читатели “дорастут” до ее поэзии, которая, как хорошее вино, становится со временем лучше и лучше.
.Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Большинство ее стихотворений не имеют заглавий, это своеобразные зарисовки увиденного или пережитого, чему трудно дать однозначное определение, как и невозможно забыть. Это надо отдать людям, пережить еще раз вместе с ними, только тогда душа освободится для новых чувств и переживаний:
Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи.
Нет и нет уму Моему – покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Постепенно от осознания своего “я” Цветаева перейдет к созерцанию огромного бескрайнего мира, пристально начнет вглядываться в окружающих. Она захочет понять их мысли и чувства, свое место в этом бесконечном мире.
Белое солнце и низкие, низкие тучи.
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.
И, перевесившись через заборные колья,
Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.
Старая баба – посыпанный крупною солью
Черный ломоть у калитки жует и жует.
Порой Цветаева сама удивляется своей гениальности, спрашивая у мира, Бога, у самой себя: за что ей такая судьба дарована? Она прекрасно понимает свою избранность, неповторимость, но и высокую ответственность за талант, который нельзя растратить попусту. Его надо отдать людям. Пусть не так возвышенно, но Марина Цветаева говорит об этом уже в ранних своих стихах:
Стихи растут, как звезды и как розы.
Как красота – ненужная в семье,
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – откуда мне сие?
Без ее стихов, их пронзительного и тревожного звучания трудно представить классическую литературу.
Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингис-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага.
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!
Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики. Строки о ревности трогают ничуть не меньше, чем строки о нежном чувстве, а звучат стократ трагичнее. Самый яркий тому пример – “Попытка ревности”, которое наполнено упреками бросившему героиню возлюбленному и его новой избраннице: “Как живется вам с другою, – Проще ведь? . Как живется вам с товаром Рыночным? Оброк – крутой”. Остановимся подробнее на этом стихотворении.
Чтобы придать яркость стихотворению Цветаева использует такие художественные средства, как риторические вопросы (“Как живется вам с товаром Рыночным? Оброк – крутой? “), которые использованы, чтобы заставить героя задуматься о том, что он сделал. Также использованы сравнения. В стихотворении все построено на сравнении главной героини и избранницы героя. Таким образом, в своем стихотворении через ревность Цветаева выражает свою любовь к лирическому герою, хочет “выстрадать и вернуть назад” своего избранника.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Вечные образы эпохи возрождения.
Сейчас вы читаете: Марина Ивановна Цветаева самобытная и яркая звезда русской поэзии