Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова
Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад — не просто фон происходящих событий, он — символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В третьем действии имение продано, в четвертом — прощание с усадьбой и прошлой жизнью.
Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу:
Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.
«Вишневый сад» — комедия о беспечных русских людях, — писал Ю, Соболев.
В пьесе Чехова нет явно отрицательных героев, и положительные отсутствуют. Неясен с первого взгляда и конфликт произведения. Дело в том, что предметом изображения в пьесах драматурга является собственно не действие, их нежелание и невозможность совершить поступок. Именно это и осмеивается в комедиях Чехова К. С. Станиславский отмечал особый характер конфликта пьесы «Вишневый сад»
Комизм «Вишневого сада» коренится в ситуациях, отражающих комедийный смысл самой жизни. Чехов своеобразно трактовал этот жанр. В его представлении комедия — это драма, с тончайшей иронией высмеивающая пошлость. Традиционный обличительный пафос, «смех сквозь слезы», по меткому замечанию писательницы Тэффи, в поэтике Чехова сменяется «смехом вместо слез».
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии огромных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе «Вишневый сад». Чехов чувствует, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается.
Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал? Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада». Стремление к новой жизни в пьесе воплощается в образахЛопахина, Ани и Пети Трофимова. Именно о них я и буду говорить. На смену уходящему дворянству (Гаеву и Раневской), чей «вишневый сад» уже отцвел, приходят новые «хозяева» жизни — новые люди в лице купца Лопахина.
Образ Лопахина неоднозначен. С одной стороны, Лопахин в своих делах руководствуется лишь личными выгодами и соображениями. Его голова забита мыслями о купле и продаже. Он предлагает вырубить вишневый сад, настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели новую жизнь. Он нужен обществу, «как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь.».
С другой стороны, Лопахин — человек труда. Он встает «в пятом часу утра» и «работает с утра до вечера». Лопахин активен, энергичен. Он прилагает все усилия, чтобы спасти вишневый сад от продажи. Ведь именно Лопахин советует Раневской сдать имение в аренду, чтобы не потерять его. Он постоянно дает ей деньги взаймы. У Лопахина «тонкая, нежная душа». Ему присущи и доброта, и мягкость. Именно Лопахину принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами.»
Лопахин чувствует неловкость из-за того, что купил вишневый сад. Он говорит: «О, скорее бы это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
Лопахин предвещает новую жизнь. Может быть, он и есть тот человек будущего, предприниматель, твердо оценивающий все, что происходит вокруг. Возможно. Но это не тот человек, о котором мечтал Чехов.
Тогда, быть может, Петя Трофимов? Петя — студент, разночинец, «облезлый барин» и «недотепа», живущий в имении Раневской. Он говорит о новой жизни: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Эти слова рождены глубоким чувством. Они сказаны восторженно, с пафосом. Трофимов призывает начать новую жизнь, но для этого нужно сначала «искупить. прошлое, покончить с ним.». Эти слова чисты, светлы и искренни. Но это только философствования, нереализованные мечты.
Но в пьесе есть героиня, которую увлекают эти романтические речи Пети. Это Аня, обаятельная, искренняя девушка, способная работать для того, чтобы увидеть будущее, о котором говорил Трофимов. Аня — это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонкая, лиричная душа способна перевернуть жизнь. Пусть это немного наивно и смешно, но Аня сможет дойти вместе со всем человечеством «к высшей правде, к высшему счастью», у нее хватит сил. И на свете появится новый вишневый сад. Поэтому хочется вместе с Аней сказать: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!.»