Символика цвета в повести А. П. Чехова «Черный монах»
Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о «писательстве», когда Чехов сказал о сюжете: «А вот это разве не сюжетВон, смотрите: идет монах. Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема?. Тут есть что-то трагическое — в черном монахе на бледном рассвете». Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета, черных одежд и бледного лица («Бледное, страшно бледное лицо!» — так описывает автор в повести призрак монаха) явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой.
Написанная в 1893 году повесть А. П. Чехова Черный монах, на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. В нем отразилась глубокая философия автора, а также те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников,
Действие повести связано с садом, что само по себе должно говорить о многообразии красок. В начале повествования мы действительно читаем: Такого богатства красок, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте. Но, как ни странно, Чехов не описывает ни одного из этих всевозможных цветов, а указывает лишь четкую границу: Начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа. Подчеркивая эти необычные для сада цвета, Чехов указывает на их символическое значение.
Символика белого и черного цветов восходит к балладам. Кстати, упоминание о них в повести есть: Тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши. Здесь же можно вспомнить и Поликрата, приносящего в жертву богам свой любимый перстень. Да и сама легенда, поразившая Коврина, носит характер баллады о монахе, который за свои грехи вынужден был вечно скитаться по вселенной. Может быть, именно это и имеет в виду Чехов, когда пишет, что Коврин вычитал легенду или слушал.
У Байрона есть баллада о черном монахе (Берегись! Берегись! Над Бургаским путем.), которая вполне могла быть известна Чехову, тем более что на русский язык ее переводил М. Ю. Лермонтов. В ней создается образ монаха, свидетеля прошедших времен, который при бледной луне Бродил и взад и вперед.
Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о писательстве, когда Чехов сказал о сюжете: А вот это разве не сюжетВон, смотрите: идет монах. Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема. Тут есть что-то трагическое в черном монахе на бледном рассвете. Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета, черных одежд и бледного лица (Бледное, страшно бледное лицо! так описывает автор в повести призрак монаха) явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой. А что означают эти цвета в балладеБелый цвет это цвет молодости, жизни и добра. Черный же это всегда символ смерти.
Если же рассматривать противопоставление черного и белого цветов еще глубже, то мы увидим, что оно восходит к Библии или, точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехова точно указано время появления черного монаха тысяча лет назад. Сравним это с некоторыми стихами из Откровения Иоанна Богослова: И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны. Он взял дракона, змея древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на 1000 лет и низверг в бездну, и заключил его, и положил перед ним печать, дабы не прельщал он народы, доколе не кончится 1000 лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. Когда же окончится 1000 лет, сатана будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы; И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производящий чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклонившихся его изображению. Как видно, в Апокалипсисе тысяча лет это время заключения дьявола.