Чехов довел до виртуозности обыкновенное изображение обыкновенной жизни

«Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут», — говорил А. П. Чехов.
Пожалуй, ни один из великих писателей не был так скромен в оценке своего труда.
Навеки связан Чехов с судьбами Родины и с тем, что она пережила, и с тем, что ее ждет в будущем.
В начале своего творческого пути Чехов сотрудничает в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник».
Грозной опасностью для неокрепшего таланта Чехова была обстановка жестокой политической реакции, которая наступила в России в 1881 году после

убийства народовольцами Александра II.
«Люди боялись громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боялись помогать бедным, учить грамоте» — так позднее описывал А. П. Чехов это страшное время в своем рассказе «Человек в футляре». Особенным гонениям подвергались просвещение и печать. Циркуляр министра просвещения о «кухаркиных детях» закрыл доступ в высшие учебные заведения выходцам из народа. Однако все усилия мракобесов не могли остановить культурного развития России. Во всех областях культуры уже намечался подъем. А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого
бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя «болезнь» одного человека, он диагностирует «болезни» мира.
В самом начале рассказа «Ионыч» автор показывает нам молодого деятельного доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, привыкая к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность.
Нравится Дмитрию Ионовичу ходить в дом Туркиных, которые почитаются самой образованной семьей города, где Вера Иосифовна рассказывает «о том, что никогда не бывает в жизни», где Котик с «талантом» пианистки по клавишам «ударяет изо всей силы», где Иван Петрович отпускает жалкие дежурные остроты. Но Дмитрий молод, возможно, не склонен к анализу и поэтому не чувствует фальши. Спустя какое-то время герой влюбляется в Котика, та назначает ему романтическое свидание на кладбище и не приходит. Трагедия? Нет. Автор отмечает, что страдал герой всего три дня. С этого быстрого успокоения, очевидно, и начинается процесс его духовного падения.
Чтобы ярче показать нравственное опустошение Старцева, Чехов изображает его спустя четыре года. Писатель акцентирует внимание на внешности персонажа, рассказывая, что тот раздобрел, неохотно ходит пешком и страдает одышкой. К тому времени героя уже не интересуют окружающие, он снисходит до них только для того, чтобы поиграть в карты. Его любимым занятием стало перебирание денег — разноцветных «бумажек», полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился — и не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой неподвижной, бездуховной среде может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа «Ионыч».
Повседневность — страшная сила. Она может превратить жизнь человека в бесцельное существование, заставляя его плыть по течению, не пытаясь изменить что-либо. Таковы некоторые герои другого произведения Чехова — пьесы «Вишневый сад». Писатель говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая грустит о своей судьбе и бросается деньгами, и ее брата Гаева, который состояние «проел на леденцах» и способен произносить лишь высокопарно-комичные речи. Они живут так, как жили всегда, как будто ничего не происходит, как будто не должны вот-вот продать с торгов имение — их обожаемый вишневый сад. Они не могут принять предложение Лопахина, поскольку оно оскорбляет их эстетическое чувство, но, привыкшие к ничегонеде-ланью, не способны к какому-либо другому активному действию. Можно сказать, что неосознанный жизненный девиз этих героев: пусть жизнь идет как идет. Рутина подчинила их себе.
Так Чехов показывает страшную, засасывающую силу среды, повседневности и одновременно слабость людей, не способных противостоять ей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Чехов довел до виртуозности обыкновенное изображение обыкновенной жизни