Народ и интеллигенция в рассказах А. П. Чехова

Будучи человеком, неравнодушным к жизни общества, А. П. Чехов активно проявлял свою гражданскую позицию, воплощая в жизнь многие идеи, волновавшие интеллигенцию того времени. Он помогает голодающим крестьянам и туберкулезным больным, едет на остров Сахалин, где тогда жили ссыльные каторжане, участвует в переписи населения, строит в Мелихове и окрестностях школы и больницы. Однако, творя добро как человек, он не может не размышлять о своей деятельности как писатель, и его позиция проявилась во многих его произведениях. Он ничуть не идеализирует

народ, но и не осуждает его, он старается объективно к нему относиться, показать жизнь человека, независимо от его сословной принадлежности. В рассказе Мужики он рисует жизнь крестьян, и эта жизнь так же исполнена человеческих страстей и конфликтов, как и жизнь людей любого другого круга. Но, конечно, положение мужиков более тяжелое вследствие их бедности. Своего хлеба хватило до масленой, старик и старуха боятся, как бы кто не съел лишнего куска, пить чай каждый день считают барскою привычкой. И больной Николай уже не рад, что лишним ртом приехал из Москвы к родителям, и мечтает о возвращении, но нет денег. Старики убеждены,
что при господах лучше было, главное, сытнее. Теперь же на сорок дворов деревни накопилось больше двух тысяч рублей недоимки. Сцена взимания земским начальством недоимок невольно вызывает сочувствие к крестьянам, особенно когда у старухи в семье Чи-кильдеевых забирают самовар. Но куры и овцы, взятые в уплату долга, передохли, пока их держали в волостном правлении и перевозили с места на место, и невольно возникает традиционный вопрос: кто виноват? Крестьяне традиционно обвиняют во всем земство: и в недоимках, и в притеснениях, и в неурожаях, хотя ни один не знал, что значит земство. Отсюда возникают и сомнения в правильности политики государства по отношению к крестьянам, и горечь от впечатления традиционного русского беспорядка, и сочувствие к этим невежественным людям, ничего, кроме тяжелой работы, не знавшим в своей жизни.
Интеллигенция, традиционно испытывающая комплекс вины и сочувствующая народу, пытается ему помочь. Но пути оказания помощи представляются разные. Более распространенный и реальный та самая земская деятельность. Такую героиню, увлеченную этой деятельностью, Чехов рисует в рассказе Дом с мезонином. Это Лида Волчанинова, молодая девушка, занятая устройством в деревнях школ и больниц. Она считает необходимым собирать помощь погорельцам, приезжая к обеспеченным людям с подписным листом, сама она работает учительницей в земской школе. Лидия богата, но тратит на себя только жалованье и гордится этим. И кульминационным моментом в рассказе является ее спор с художником, ухаживающим за ее младшей сестрой. Тот убежден, что школы и больницы не решают проблемы: народ опутан цепью великой, и земство не снимает с него этой цепи, а лишь прибавляет новые звенья. Пока народ живет в условиях тяжелого труда, грязи и болезней, хуже животных только ради куска хлеба, ему некогда о душе подумать. В таких условиях невозможно воспитать свободную личность, а для платы за школы и лекарства они должны еще сильнее гнуть спину. Художник высказывает высокие идеи о том, что нужно освободить людей от тяжелого физического труда, снять с них ярмо и дать возможность проявить свои духовные способности. Но его идеи утопичны, потому что поделить на всех труд сельских жителей не согласятся те, кто живет праздно. Люди не откажутся от привычного образа жизни. Устранить причину болезни, как ее понимает художник, невозможно в существующем обществе. И слова Лиды о том, что на прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива, кажутся более весомым аргументом ее правоты. Так что же более ценно? Жизнь одного конкретного человека или абстрактные идеи о благе человечества? Спорно утверждать, что именно, но близким умершей женщины ее жизнь важнее и нужнее общих фраз. Чехов не считает Лиду идеалом. В ее деятельности много бездушия, формализма это видно хотя бы из того, как сухо и бесстрастно диктует она отрывок басни крестьянской девочке, как озабочена она тем, чтобы на выборах прокатить Балагина, забравшего в свои руки весь уезд. Но нельзя развенчивать теорию малых дел, пока она приносит пользу конкретным людям, пока она действительно кому-то помогает.
Полемика с еще одной модной в то время теорией звучит в повести Чехова Моя жизнь. Ее герой, Мисаил Полознев, сын уважаемого в городе человека, не может найти себя в какой-либо деятельности, на какой-либо службе. Исповедуя толстовские идеи опрощения, он идет в артель рабочих-маляров. Показательно, как в городе отнеслись к изменению Мисаилом своего социального статуса, как презирают физический труд сливки общества. Лишь один человек, инженер Дол-жиков, гордится тем, что когда-то работал простым помощником машиниста на паровозе, приобретал трудовые навыки в Бельгии, начиная с низов. Но теперь он так богат, что может себе позволить игнорировать мнение общества. Его дочь Маша разделяет идеи Мисаила и, став его женой, готова помогать мужикам, строить для них школу. Но, оказывается, найти взаимопонимание с ними труднее, чем это представлялось вначале. Школа построена, но взаимоотношения не сложились: крестьяне не доверяют господам это закономерный итог векового противостояния господ и народа. И хотя крепостного права давно нет, недоверие и стремление обмануть хозяев остались. Бездна разделяет народ и интеллигенцию, отчего и произошло разочарование Маши сначала в идеях Мисаила, а затем и в его любви. Маша уезжает, а герой остается непонятым и одиноким, но так же занятым в глубине души своей поисками связующей идеи, высшего смысла своего существования. Ему пришлось многое пережить: позор сестры, вызванный ее связью с доктором Благово, ее смерть, бедность, заботу об оставшемся ребенке, но, в конце концов, он добился уважения в городе своей работой: организацией дела, качеством выполнения заказов. Только теперь перестали вспоминать о его дворянском происхождении и считать его паршивой овцой в стаде. Однако внутренние нравственные поиски героя не закончены, нет решения, которое можно было бы считать абсолютной истиной. Конечно, это позиция автора, видящего смысл человеческого существования в труде, во в труде, возвышающем человека духовно, делающем его свободной личностью.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Народ и интеллигенция в рассказах А. П. Чехова