История и мифология в лирике Брюсова

На протяжении многих веков разные писатели и поэты в один из моментов своего творчества обращались к
Античным и историческим героям. Так, например, А. С. Пушкин в повести Капи-танская дочка рассказывает нам о
Реальных исторических событиях: восстание Емельяна Пугаче-ва во времена правления Екатерины II. А Г. Р.
Державин в своем произведении Властителям и су-диям подражает Псалтыри, отзвуки которой нередко слышны в
Произведениях этого поэта. Так и стихотворения Валерия Брюсова, жившего на рубеже XIX и XX столетий,
Изобилируют истори-ческими

и мифологическими сюжетами, именами богов и исторических деятелей, названиями
Го-родов и народов. Надо сказать, что этот человек вошел в русскую литературу не только, как поэт, но и как
Ученый, обладающий огромным запасом знаний, его стихотворения свидетельствуют о поразительной эрудиции поэта.
Многие критики называют стиль Брюсова неоклассицизмом, отли-чая его ориентацию на традиции классицизма,
Литература которого, как известно, была насыщена античными и мифологическими персонажами, поскольку именно
Прежние эпохи служили для классицистов идеалом. сочинение с оллсоч
Когда мы читаем
Брюсова, перед нами проходят древняя Ассирия и Рим, европейское средне-вековье и возрождение
Под пером поэта возникают и реальные исторические лица, и герои ми-фов, и безымянные персонажи разных эпох,
Которые должны выразить характерные черты своего времени. Стихи Брюсова написаны по-разному: одни от лица
Самих героев, другие от имени автора, словно ставшего свидетелем тех или иных событий, или в виде
Размышлений поэта о судь-бе иных цивилизаций и героев прошлого. Но все эти стихи меньше всего напоминают
Реконструк-цию прошлого; стремление поэта вовсе не в том, чтобы рисовать картины на исторические темы. В них
Ощутимо бьется пульс современности:
Безумцы и поэты наших дней
В согласном хоре смеха и презренья
Встречают голос и родных теней.
По моему мнению, Брюсова привлекало все героическое, высокое и торжественное. Но разве мож-но было найти это
Среди серой прозы современности, в которую жил поэт? И он решает связать свои стихотворения с героическим
Содержанием древних эпох, прежде всего с античностью. Из давно минувшего возвращает Брюсов утерянное его
Современностью активное начало жизни. Най-денный в седых веках кладезь мудрости навсегда приковал к себе
Взор поэта. В любой историче-ской зарисовке Брюсова зримо проступает духовная атмосфера современной ему эпохи:
Драмати-ческие ситуации, напряженные переживания и искания личности. Мифологический материал дал возможность
Передать авторское болезненное восприятие серых будней и идеал пламенных чувст-вований. Сомнения в их
Торжестве предопределили новый поиск вечных ценностей человеческого бытия.
Обращаясь к древним цивилизациям, Брюсов находил в них образы людей и событий, которые служили ему идеалом
Героического:
Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил
В века, загадочно былые.
Так в сборнике Третья стража и в цикле Любимцы веков целый мир отошедших в прошлое героев: реально
Существовавших, мифологических, литературных. Среди них автор находит выра-зителей разных начал, отнюдь не
Всегда светлых. Поэт не идеализирует далекие эпохи.
Возвышенное стремление к открытиям у героев стихотворений Халдейский пастух, Алек-сандр Великий
Поэтично. Пастух начертал пути своих планет, нашел названия для знаков Зо-диака. Александр указал своему
Народу новые дороги. Автор выражает заветное стремление к этим великим людям. Одновременно с этим Брюсов
Пристально вглядывается в несовершенный опыт прошлого. Воспоминание о неизведанном, как змей, лежащий на дне
Души, гнетет Жреца Изиды из одноименного стихотворения. Образ равнодушных, легкомысленных богов несовместим с
человеческим бытием именно потому, что в нем вера есть в святыни. Особенно не приемлемы для Брюсова те, кто
Безразличен к пророкам правды, эта мысль в основе многих стихотворений: Данте, Моисей, Кассандра. Вот
Почему славит поэт могучую волю. Нередко она направлена на реализацию темных побуждений, плотских наслаждений,
Жестоких деяний. Но предельная сила стремлений выделяет эти волевые натуры из серой людской массы, не умеющей
И не желающей дерзать. Героев Брюсова объединяет ясность и определенность характера, дерзновенность мысли,
Преданность избранному пути, страстность служения своему призванию и своему историческому назначению. Поэта
Привлекают герои с сильными характерами, яркие личности. Например, все стихотворение Клитемнестра монолог
Разъяренной героини, которая жалуется на сою судьбу и готовит месть мужу, царю Агамемнону, который в начале
Троянской войны принес в жертву их дочь Ифигению. Клитемнестра страстно призывает:
О, Эвменида! Мне не страшен
Бичей, взнесенных вами, свист!
Спеши ко мне и скрой меж башен
Клинок убийства, мой Эгист!
Поэт воспевает силу ума и духа таких людей, которая дарует им возможность возвысится над сиюминутными
Будничными заботами и мелкими страстями, открыть неведомое, повести мир к новым рубежам. Правда, герои Брюсова
Всегда одиноки, ими движет рок, или личная жажда по-знания, или страсть к власти. Никому из них не свойственно
чувство служения людям, никто не идет на самопожертвование. Например, в стихотворении Ассаргадон мы видим
Судьбу вождя земных царей, который смог подчинить себе все и всех, который наслаждается своей властью. Но в
Самом конце мы видим, что это не приносит ему счастья:
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я вождь земных царей и царь Ассаргадон.
Имея все, он не имеет ничего, царь одинок, он не принес никому счастья, возможно, многие испы-тывают к нему
чувство ненависти.
Как видно, поэтизировал Брюсов не только героев наделенных нравственными качествами, но и холодных, злых,
Неистовых, равнодушных к людям или их презирающих. Таковы, например, скан-динавский бог тьмы Локи или
Безумная, кровожадная Медея ее Брюсов лишает тех человеческих чувств, которыми она была наделена в мифе:
Мне ли, мощью чародейства
Ночью зыблившей гроба,
Засыпать в тиши семейства,
Как простой жене раба?
Даже такие отрицательные образы своей яркостью и силой поднимались над современной Брюсову пошлой и скучной
Жизнью. Такими героями переполнены многие стихотворения поэта. Благодаря этим образам раскрываются душевные
Переживания самого автора о сегодняшних людях. Он об-рисовывает всю картину современного общества за счет
Того, что в героях прошлого показывает пороки людей нынешних.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: История и мифология в лирике Брюсова