Сочинение по роману «Огненный Ангел»
Своеобразным брюсовским ходом является идея воплощения ангела в человека. Из эпитета «ангельский» (ангельская красота, ангельская кротость) вырастает сюжетная линия об австрийском графе Генрихе фон Оттергейме. Сновидение в данном случае служит не только видением, но и отражает духовное состояние Ренаты. Если раньше ее контакт с невидимым миром был непосредственным и постоянным, то теперь этот мир отдалился. Послание от ангела приходит Ренате через сон. «Наконец, когда силы уже покидали Ренату, показался ей Мадиэль в сновидении и сказал:
Граф, в соответствии с этой интерпретацией, — воплощение забывшего себя ангела с внешностью Мадиэля. Жизнь графа Генриха и Ренаты близка миру ангелов и демонов. Сначала Мадиэль, затем Генрих и более земной Рупрехт становятся защитниками и руководителями Ренаты, без них ее мучают злые силы. Точка зрения простых людей на Ренату усиливает неоднозначность ее образа. В соответствии с ней Рената оказывается ведьмой, околдовывает графа, совращает его занятиями алхимией, магией, ведовством, обращает
В иные моменты она напоминает живого мертвеца, Брюсов подчеркивает автоматизм ее движений. Портреты Ренаты в таких состояниях рисуются в антураже уединенной комнаты, залитой лунным сиянием. Только в ритуале Рената может полностью сконцентрироваться, но концентрация держится на экзальтации, на чувстве, а не на мысли. Вокруг Ренаты возникает магический крут молчания и неподвижности. Она является посредником, через которого возникает пространство иных измерений, в него вовлекается и Рупрехт, а впоследствии также сестры монастыря, куда удаляется Рената.
В роман включена литания — жанр церковного песнопения, которое имитируют герои. Но их действо приобретает оттенок магического, а не церковного ритуала. Рената выступает здесь как заклинательница, а Рупрехт как ее эхо и ассистент, поддерживающий словесно-музыкальный ритм. В сцене с магическим кругом их роли меняются. Рената, вызывая в Рупрехте любовь к графу Генриху, пытается создать гармоничную триаду, однако Рупрехт все время ощущает подмену, он лишь временный заместитель графа Генриха. В литании Рупрехту предоставлена роль церковного хора, восхваляющего графа Генриха. Ритмизованная проза призвана усилить воздействие литании на участников ритуала. Литания и ритуал магического круга строятся по орнаментальным законам, на повторах и вариациях. Результатом ритуала становится не только проявление таинственных сил на земном плане, но и преобразование любовной страсти героев в их духовное единство. Но духовный экстаз Ренаты имеет явный сексуальный оттенок, подобно языческим танцам. Единение героев в молитве переходит в телесную близость, это сноподобное состояние.
В эпизоде гадания у Геердской ворожеи в тексте возникают заклинания низшей природной магии, упоминаются разные виды гаданий, составление гороскопов, ясновидение, амулеты, любовные зелья. Жилище ворожеи вполне стилизовано, в нем есть цветы папоротника, коренья, травы, кот и белый дрозд. Брюсов приводит эти образы в соответствии с достаточно распространенными представлениями о магических ритуалах. Посвящение в черную магию автор сравнивает с любовным посвящением. Сердце любопытствующего Рупрехта бьется упоительно, «как у мальчика, впервые идущего в объятия сладострастия».
Любовное и оккультное посвящения в романе дополняют друг друга, и сновидения здесь становятся своеобразными посредниками. Это — проводники из нормального в измененные состояния сознания, к которым можно отнести и любовь-страсть. Брюсов-символист мастерски рисует контрастные и взаимодополняющие «аспекты» страстного чувства, управляющего персонажами романа и держащего их в объятиях своей магической, гипнотизирующей силы, от которой они жаждут освободиться и, одновременно, хотят остаться в этом странном и сладком плену.