Признанный лидер символизма Брюсова

Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, «в принципах материализма и атеизма». С детства Брюсову прививались рационалистические взгляды на жизнь, интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали, — вспоминал Брюсов, — зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению».
Это воспитание сказалось на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова. После окончания московской

частной гимназии в 1892 году Брюсов поступил на историческое отделение историко — филологического факультета Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. После окончания в 1899 году университета Брюсов полностью посвятил себя литературе. В печати Брюсов выступил в десятилетнем возрасте. В 1884 году в журнале «Задушевное слово» было опубликовано его «Письмо в редакцию», где был описан летний отдых семьи Брюсовых. В 1894-1895 гг. с группой молодых поэтов Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», которые он рассматривал
как своеобразную хрестоматию символистской поэзии. Все свои организаторские способности молодой поэт направляет на создание нового литературного течения, отводя себе роль лидера.
Поэтому он использует самые разнообразные методы для привлечения широкого читательского внимания к начинаниям русских символистов. Основой теоретических взглядов и поэтической практики в искусстве для Брюсова стали индивидуализм и субъективизм. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника! — писал Брюсов. — Она и есть сущность — все остальное форма! и сюжет, и «идея» — все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника.»
Эти же слова повторил автор в предисловии к своему первому лирическому сборнику «Шедевры» (1895). Эта книга открывается программным стихотворением «Юному поэту» и подводит итог первому периоду творчества Брюсова. 68 литература Второй период творческого пути поэта отмечен четырьмя сборниками стихов: «Третья стража» (1900), «Граду и Миру» (1903), «Венок» (1906) и «Все напевы» (1909). Поэзия этого времени свидетельствовала о том, что в мировосприятии Брюсова произошли изменения. Расширились и укрепились связи поэта с живой действительностью. В эти годы Брюсов занял одно из первых мест среди современников по глубине знаний, многогранности интересов, объему литературной и научной работы, преданности культуре. Стихи переполнены легендарными и мифологическими, историческими, географическими именами и названиями — «Любимцы веков», «Правда вечная кумиров», «Властительные тени», «Ассаргадон», «Одиссей», «Наполеон» и др.
Другой темой стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Брюсов ищет в городских лабиринтах красоту, называет город «обдуманным чудом», любуется «буйством» людских скопищ и «священным еумраком» улиц («Жадно тобой наслаждаюсь» (1899), «Городу» (1907), «Я люблю в глазах оплывших» (1899), «В публичном доме» (1905), «В игорном доме» (1905). Но любование городом не мешает Брюсову предвидеть надвигающуюся революцию. Протест против бездушия городской цивилизации приводит поэта к размышлениям о природе. Теперь он ищет в ней утраченную цельность и гармоничность бытия («У земли» (1902), «Снова с тайной благодарностью» (1911), циклы «У моря», «Вечеровые песни», «На гранитах», «В поле» (1899-1907).
Но «природные» стихи уступают урбанистической лирике. Стихи о любви Брюсов сгруппировал, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — «Еще сказка», «Баллады», «Элегии», «Из ада изведенные», «Мгновения», «Эрот, непобедимый в битве», «Мертвая любовь», «Обреченный». В начале века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляды на жизнь и искусство. Поражение царизма в войне подводило Брюсова к представлению о необходимости революции. Ему казалось, что именно революция вызовет к жизни героические характеры, которые 69 поэт искал в глубинах древности («Медея», «Антоний», «Ахиллес у алтаря», «Грядущие гунны», «Близким» и др.). В годы реакции усиливается тема одиночества, усталости («Умирающий костер» (1908), «Демон самоубийства» (1910). Но одновременно поэт продолжает славить человека-труженика, дерзкого искателя и созидателя («Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) и др.). Но Брюсов пишет и прозаические произведения.
В 1907 году он выпускает книгу «Земная ось», в которую вошли ряд новелл и драма «Земля». В 1908 году выходит исторический роман «Огненный ангел», а затем появляются еще два романа и повесть из истории Древнего Рима — «Алтарь победы», «Юпитер поверженный», «Рея Сильвия» (1911-1916). Но, как и в поэзии, прошлое в прозе представлено с научной точностью и совмещается с современностью. Зная иностранные языки, Брюсов много переводит. Русские читатели знакомятся с творчеством Метерлинка, Гюго, Эдгара По, Расина, Мольера, Байрона, Гете и многих других в переводах Брюсова. В. Я.Брюсов является автором более шестисот статей и рецензий, из которых свыше восьмидесяти посвящено изучению Пушкина, Баратынского, Фета, Тютчева, Гоголя, Блока и других литераторов России.
Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвертый, последний период его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Даль» (1922) и вышедшим после смерти поэта сборником «Спеши!» (1924). На протяжении всего творческого пути Брюсов искал «ключи тайн» к самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины рождения новых форм в искусстве. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру, его творчество подготовило почву для развития многих советских поэтов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Признанный лидер символизма Брюсова