Признанный лидер символизма Брюсова
Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, «в принципах материализма и атеизма». С детства Брюсову прививались рационалистические взгляды на жизнь, интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца. «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали, — вспоминал Брюсов, — зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению».
Это воспитание сказалось на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова. После окончания московской
Поэтому он использует самые разнообразные методы для привлечения широкого читательского внимания к начинаниям русских символистов. Основой теоретических взглядов и поэтической практики в искусстве для Брюсова стали индивидуализм и субъективизм. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника! — писал Брюсов. — Она и есть сущность — все остальное форма! и сюжет, и «идея» — все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника.»
Эти же слова повторил автор в предисловии к своему первому лирическому сборнику «Шедевры» (1895). Эта книга открывается программным стихотворением «Юному поэту» и подводит итог первому периоду творчества Брюсова. 68 литература Второй период творческого пути поэта отмечен четырьмя сборниками стихов: «Третья стража» (1900), «Граду и Миру» (1903), «Венок» (1906) и «Все напевы» (1909). Поэзия этого времени свидетельствовала о том, что в мировосприятии Брюсова произошли изменения. Расширились и укрепились связи поэта с живой действительностью. В эти годы Брюсов занял одно из первых мест среди современников по глубине знаний, многогранности интересов, объему литературной и научной работы, преданности культуре. Стихи переполнены легендарными и мифологическими, историческими, географическими именами и названиями — «Любимцы веков», «Правда вечная кумиров», «Властительные тени», «Ассаргадон», «Одиссей», «Наполеон» и др.
Другой темой стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Брюсов ищет в городских лабиринтах красоту, называет город «обдуманным чудом», любуется «буйством» людских скопищ и «священным еумраком» улиц («Жадно тобой наслаждаюсь» (1899), «Городу» (1907), «Я люблю в глазах оплывших» (1899), «В публичном доме» (1905), «В игорном доме» (1905). Но любование городом не мешает Брюсову предвидеть надвигающуюся революцию. Протест против бездушия городской цивилизации приводит поэта к размышлениям о природе. Теперь он ищет в ней утраченную цельность и гармоничность бытия («У земли» (1902), «Снова с тайной благодарностью» (1911), циклы «У моря», «Вечеровые песни», «На гранитах», «В поле» (1899-1907).
Но «природные» стихи уступают урбанистической лирике. Стихи о любви Брюсов сгруппировал, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — «Еще сказка», «Баллады», «Элегии», «Из ада изведенные», «Мгновения», «Эрот, непобедимый в битве», «Мертвая любовь», «Обреченный». В начале века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляды на жизнь и искусство. Поражение царизма в войне подводило Брюсова к представлению о необходимости революции. Ему казалось, что именно революция вызовет к жизни героические характеры, которые 69 поэт искал в глубинах древности («Медея», «Антоний», «Ахиллес у алтаря», «Грядущие гунны», «Близким» и др.). В годы реакции усиливается тема одиночества, усталости («Умирающий костер» (1908), «Демон самоубийства» (1910). Но одновременно поэт продолжает славить человека-труженика, дерзкого искателя и созидателя («Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916) и др.). Но Брюсов пишет и прозаические произведения.
В 1907 году он выпускает книгу «Земная ось», в которую вошли ряд новелл и драма «Земля». В 1908 году выходит исторический роман «Огненный ангел», а затем появляются еще два романа и повесть из истории Древнего Рима — «Алтарь победы», «Юпитер поверженный», «Рея Сильвия» (1911-1916). Но, как и в поэзии, прошлое в прозе представлено с научной точностью и совмещается с современностью. Зная иностранные языки, Брюсов много переводит. Русские читатели знакомятся с творчеством Метерлинка, Гюго, Эдгара По, Расина, Мольера, Байрона, Гете и многих других в переводах Брюсова. В. Я.Брюсов является автором более шестисот статей и рецензий, из которых свыше восьмидесяти посвящено изучению Пушкина, Баратынского, Фета, Тютчева, Гоголя, Блока и других литераторов России.
Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвертый, последний период его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Даль» (1922) и вышедшим после смерти поэта сборником «Спеши!» (1924). На протяжении всего творческого пути Брюсов искал «ключи тайн» к самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины рождения новых форм в искусстве. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру, его творчество подготовило почву для развития многих советских поэтов.