Значение сновидений в романе «Огненный Ангел»
Автобиографичность повествователя в романе предполагает последовательное воспроизведение событий от собственного рождения до момента встречи со сверхъестественным, повествователь становится летописцем сверхъестественного, призывая всех, имевших с ним дело, оставлять записи. Описать неописуемое — сложная задача, поставленная рационалистом самому себе. Требование сделать это беспристрастно, без украшений он распространяет на всех, кто столкнулся со сверхъестественным.
Идея подобных описаний была характерна для всего XX в. Так,
Рупрехт причисляется
Огненный ангел Мадиэль так же, как Рената, связан с двумя мирами: сверхъестественным и миром людей. Явление ангела Брюсов описывает традиционно, такими они рисуются в канонической житийной литературе: «Было Ренате лет восемь, когда впервые явился ей в комнате, в солнечном луче, ангел, весь как бы огненный, в белоснежной одежде. Лицо его блистало, глаза были голубые, как небо, а волосы словно из тонких золотых ниток. Ангел назвал себя — Мадиэль». В житиях искушения нечистой силы, как правило, преодолеваются святыми, здесь же прямо противоположный исход: падение праведницы как наказание за неправедную любовь. Рената пытается совратить ангела, но совращает лишь человека, ангелоподобного графа Генриха.
Ее преступление еще страшнее библейского грехопадения, так как она пытается соблазнить своего божественного учителя. Хотя с Мадиэлем тоже не все однозначно. Читатель остается не до конца уверен, что он — ангел света. У Фридриха фон Шпее, писавшего о процессах против ведьм, содержится такое парадоксальное утверждение о демонах, которые могут создавать видимость присутствия ангелов на ведьмовских шабашах: «Дьявол может принимать обличье ангела света, об этом говорится в Священном Писании и в многочисленных примерах из житий святых. Следовательно, и невиновных он может представить в облике призрака, что дает основание думать, что Господь Бог позволяет ему многое». «Господне попущение», на которое отцы церкви ссылаются при рассуждении о дьявольских искушениях, также подразумевается в романе в качестве объяснения необычного и страшного.
Брюсов подчеркивает всеведение ангела, его способность являться в разных образах, превращаться в огненную бабочку, в прялку, появляться в сорванном цветке, в уголечке, в орешке, даже в образе распятого Христа. И он же искушает Ренату под видом графа Генриха. Рупрехт ищет разумные объяснения, авторитетные подтверждения своим догадкам: «Помнил я также слова Лактанция Фирмиана, уверяющего, что иногда ангелы-хранители соблазняются прелестью тех девушек, которых они должны бы оберегать от греха». Канон и отступление от канона соседствует у Брюсова. Согласно канону, Рената ведет строгую жизнь подвижницы, обладая даром чудотворства. Неосознанная эротика сливается с духовными воспарениями героини, подобно опыту испанской святой Терезы Авильской.
Описывая духовные путешествия во сне, Брюсов опять следует житийному канону: «В такие ночи случалось, что ангел уносил Ренату на своих крыльях далеко от дому, показывая ей другие города, славные соборы или даже неземные, лучезарные селения, — на рассвете же она, сама не зная как, всегда оказывалась на своей кровати». Неканонично то, что ангел и девочка спят в одной кровати. Отсюда следует неправильно понятая ею плотская любовь. Рената изменяет своему предназначению быть святой, поэтому и наказание ее ужасно, она терзаема темными силами и впадает в иллюзии. Но это с точки зрения рациональных объяснений. Концепция же Брюсова гораздо сложнее, он подвергает сомнению всякие разумные объяснения любовной страсти, показывает противоречивость героини, проявляющуюся в одновременном влиянии на нее злых и добрых духов.