Идейно-художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”

Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая эима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, и содержание поэмы “Двенадцать” вне контекста всего творчества поэта, невозможно. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими

и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века.
На раннем этапе своего творчества Блок, как и, многие символисты, испытал влияние философии Владимира Соловьева с его идеей “вечной женственности” (“Стихи о Прекрасной Даме”). Однако после 1905 года в творчестве Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальными воззрениями писателя. Вхождение Блока в реальный мир, его сошествие на “грешную землю” порождают трагизм мироощущения (через “Незнакомку” и “Балаганчик” поэт приходит к картинам “Страшного мира”).
Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, “обывателя” (см. анализ стихотворений “Незнакомка” и “Фабрика”), постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Фридрих Ницше с его идеей цикличности развития цивилизации был чрезвычайно популярен в среде символистов (работы Вяч. Иванова, статьи Блока). Трактуя историю, Ницше утверждал, что все развитие человечества складывается из противодействия двух сил – “диони-сиевского” (необузданная энергия, первобытная сила, энергия, существующая вне конкретной формы, наиболее ярко представленная в “духе музыки”) и “аполлонического” (то, что называется искусством – строгие формы, каноны, – наиболее ярко – в скульптуре). В момент возникновения культуры “дионисиевское” преобладает, дает мощный толчок развитию. Постепенно оно начинает выражаться в конкретных формах – возникают общественные институты, многочисленные запреты – мораль, законы (так же, как в литературе и искусстве возникают определенные жанры, школы и проч.) – другими словами, возникает то, что принято называть цивилизацией. Таким образом в культуру вносится “аполлоническое” начало, которое постепенно – с развитием цивилизации г- начинает преобладать. Дионисиевского же, напротив, становится все меньше. И чем больше “аподлонического” и меньше “дионисиевского”, тем ближе культура к упадку. Когда “аполлоническое” окончательно берет верх, наступает эпоха разложения, декаданса. “Старые боги” умирают, культура (цивилизация) изживает себя. По мнению Ницше, культура развивается циклически, а это значит, что на смену обветшалой, выродившейся культуре должны прийти дикие орды, которые разрушат цивилизацию, уничтожат все моральные и нравственные принципы, ею созданные и навязанные людям, но вместе с тем дадут новый толчок развитию культуры, так как принесут с собой новый потенциал “дионисиевского” (так в свое время была сметена варварами Римская империя, государство эллинов и другие древние цивилизации). Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: “Интеллигенция и революция”, “Искусство и революция”, “Крушение гуманизма”. Именно как разрушительную стихию, “дионисиевское” начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока – “Двенадцать” и “Скифы”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Виды памяти в компьютере.
Сейчас вы читаете: Идейно-художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”