Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака (Второй вариант)
Я — жизнь земли, ее зенит,
Что сам бросаю тень.
Я — жизнь земли, ее зенит,
Ее начальный день.
Б. Пастернак
Замечательный поэт Борис Пастернак бесконечно, самозабвенно любил жизнь. И жизнь его была поэзией, как и все, что его окружало. Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Призвание поэта — уметь видеть, слышать, чувствовать голоса окружающего мира, всегда быть готовым на общение с ним, ведь поэзия —
Это — круто налившийся
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Стихотворения Б. Пастернака — безудержные, яркие. Когда читаешь их, кажется, что поэт в нескольких словах или строках старается показать тебе всю безмерность существования, раскрыть все тайны вселенной, и поэтому торопит сам себя: «Стихи мои, бегом, бегом. Мне в вас нужда, как никогда».
Поэт — это проводник между бесконечным океаном жизни и ограниченным восприятием обычных людей. Человек, наделенный таким даром, уже не принадлежит только себе, и поэзия не спрашивает его разрешения на
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом — и убьют!
Прикасаясь сердцем к струнам мироздания и слушая его негромкую музыку, творческая личность зачастую окружена людьми, которые эту музыку не слышат. Спасаясь от словоохотливых лицемеров, льстецов, невежд, поэт снова и снова погружается в волны бытия, восхищается лесами и полями, восходами и закатами.
Когда я устаю от пустозвонства
Во все века вертевшихся льстецов,
Мне хочется, как сон при свете солнца,
Припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо.
Пастернак убежден, что слава, известность, шумный успех — это лишь внешние, второстепенные заслуги художника. Конечно, приятно, если тебя признают не далекие потомки, а современники, но на самом деле это, по сути, не важно, ведь «цель творчества — самоотдача». И «ввысь» человека поднимает не уверенность в собственной гениальности, а его умение черпать новые силы, жизненную энергию из живительного родника творчества и нести ее людям. Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Пастернаку во всем хотелось «дойти до самой сути»: в работе, в поиске пути, в устремлениях сердца. И при всем этом поэт откровенен и честен со своими читателями, поскольку стихи его льются из самой глубины души, нимало не беспокоясь о том, как же их воспримут окружающие.
Поэзия, не поступайся ширью.
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире
И зерен в мере хлеба не считай.
Пастернак ощущает себя чутким инструментом в пальцах мироздания и не всегда сразу может понять, ангельскую или демоническую музыку он выпускает в свет, потому что это — архаичные мелодии первоосновы.
Любимая — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
Главная задача поэта — жить, не утрачивая глубины и точности восприятия. Только очищенное от всего наносного сердце может напрямую общаться с миром.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Пастернак прекрасно осознавал, что талант — это не только дар, но и огромная ответственность перед собой, людьми, миром, которая не только обязывает поэта постоянно ощущать свою связь с жизнью, временем, эпохой, но и быть готовым на жертвы, а временами — и на изнурительный труд.
Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.
Б. Пастернак не только сам сумел дойти «до оснований, до корней, до сердцевины», но и нам помог прикоснуться к высокому, прекрасному и таинственному.