Тема революции в поэме “Двенадцать”

Тема революции как гибели старого мира и рождения нового неразрывно связана в “Двенадцати” с темой народа. Образ народа запечатлен в коллективном герое поэмы – двенадцати парнях из питерских “низов”, добровольно и с ясным сознанием своего долга вступивших в Красную гвардию: Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! Кто же такие эти двенадцать? В этом вопросе необходимо разобраться, потому что вокруг него накопилось и до сих пор плодится много неясностей и даже произвольных домыслов. Социальная, классовая природа двенадцати определена в поэме совершенно точно: “рабочий народ”.
Критики, упрекавшие Блока за то, что он передал дело революции не в те руки, неизменно ссылались на одно и то же: сам поэт охарактеризовал своих безыменных героев как “голытьбу”, да еще не просто голытьбу, а такую, которой “на спину б надо бубновый туз” (то есть отличительный знак каторжников), перед которой приходится “запирать етажи”. Однако аргументация от “бубнового туза”, если поглубже разобраться в поэме, нуждается по меньшей мере в уточнении. Во-первых, самому слову “голытьба” не следует придавать никакого особого значения. Оно значит в “Двенадцати” только то, что действительно значит: беднота, голь перекатная.
Далее: “бубновый туз” – это все-таки метафора. Поэт рисует внешний облик двенадцати: В зубах – цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туа! Такими – с незримым “бубновым тузом” – красногвардейцы представлялись напуганному воображению обывателя.
Блок и не ставил своей задачей показать авангард революции. Об Октябрьской революции и, в частности, о большевизме, как мы видели, у поэта было свое представление, которое и отразилось в его поэме. Замысел Блока был в том, чтобы языком искусства сказать, как вырвавшаяся на простор народная “буйная воля” обретает путь и цель, превращается в “волевую музыкальную волну”.
Блок признал высшую справедливость революционного насилия, видел в этом “историческую необходимость”, но и не закрывал глаза на “страшное”, а хотел объяснить его тоже исторически – как наследие жестокого, рабского прошлого. Блок ничего не хочет ни приукрасить, ни смягчить. Да, эти люди, пришедшие в революцию с “литыми ножиками”, говоря словами Блока, еще не “организованная” революционная воля. Их ведет пока только “черная злоба, святая злоба” к царям и господам. Но эти ожесточенные враги старого мира – также и его жертвы. На них еще лежат его густые тени, над ними еще тяготеет его проклятие.
Эти люди прокляты “родимыми пятнами” окаянного прошлого, которое раздуло в миллионах человеческих душ темное пламя “вражды, дикости, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести” (это – из августовского дневника 1917 года). Данная тема – предмет постоянных размышлений Блока
Во всяком случае, доверив “голытьбе” дело исторического возмездия над старым миром, Блок ни в малейшей мере не хотел взять под сомнение искренность и силу революционного порыва своих героев. Вопреки темным и слепым страстям, которые тяготят этих людей как наследие прошлого, героика революции, борьба за великую цель поднимает их на высоту нравственного и исторического подвига. Такова была мысль Блока. Для него эти люди были героями революции, и он воздал им честь и славу – таким, какими их увидел. Сюжет и вся художественная структура поэмы говорят в пользу такого ее понимания. В этой связи необходимо остановиться на преступлении и личной драме Петрухи.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Чем отличается word от wordpad.
Сейчас вы читаете: Тема революции в поэме “Двенадцать”