Последние произведения Хемингуэя
Это было в начале 1949 года. Зимой 1949-1950 годов, уже на Кубе, рукопись была выправлена, и с февраля по июнь 1950 года роман печатался с продолжением в журнале «Космополитен». 7 сентября того же года он вышел отдельным изданием и немедленно вызвал почти единодушное осуждение критики.
Едва ли стоит придавать значение высказываниям тех критиков, которым не понравилась политическая тенденция романа, но и более серьезные исследователи нашли его неудовлетворительным. Н. Д’Агостино считал «За рекой» самым слабым романом Хемингуэя. Э. М. Хэллидей
Все это время здоровье его оставляло желать лучшего. Оно не было в порядке и тогда, когда писатель начал рассчитанную на много лет работу над большим романом, который должен был охватить период от второй половины 30-х годов до окончания войны. На настроении Хемингуэя в это впемя не могли не отразиться реакционные тенденции американской послевоенной политики. Холодная война ясно показала, что разгром фашизма не разрешил мировых противоречий. Не успели отзвучать победные колокола, как в мире снова запахло порохом. Вскоре после войны в Америке начался разгул маккартизма,
С началом второй мировой войны наступил значительный перерыв в творческой деятельности Хемингуэя. В 1941 году он в качестве военного корреспондента побывал в Китае, затем, возвратившись на Кубу, занялся организацией контрразведки, длительное время патрулировал в море на собственной яхте, в 1944 году восстановил свой статус военного корреспондента и выехал в Англию. Там он близко познакомился с работой военной авиации, участвуя в бомбардировочных налетах на Германию. Когда американские войска высадились во Франции, Хемингуэй, еще не оправившись от тяжелого сотрясения мозга, полученного в автомобильной катастрофе, принял самое активное участие в боевых действиях пехоты, от начала до конца сражался в Хюртгенском лесу, а затем связался с французскими партизанами. По окончании войны писатель вернулся домой на Кубу.
Позже И. Кашкин более подробно рассматривал книгу, выделив в ней три основные темы: отношение к войне, элегическую ноту умирания и одиночество героя. При этом критик вновь отметил, что роман не удался, но в то же время обнаруживает новое стремление не отмалчиваться.
Критика также сочла роман слабым. Едва ли не единственное исключение составляет крайне поверхностное хвалебное предисловие Е. Литошко к первому отдельному изданию романа на русском языке. И. Кашкин в 1959 году писал о романе: «Это либо самоповторение в виде прекрасных описаний охоты, ветра Венеции, прогулок по Венеции, воспоминаний о войне, либо, что хуже,- это самопародия.»