Художественные особенности романа Тургенева “Отцы и дети”

Художественная форма “Отцов и детей” тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду­ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен­ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят­ся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неиз­менно выходит победителем. “Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича,

а не наоборот”, – писал Тургенев.
Тургенев – великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобра­зие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логич­ностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его фран­цузским или английским. Говорит он с подчеркнутой, “изысканной учтивостью”. Любезность, мягкость, осторожность
проявляются в речи Николая Петровича.
В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, неко­торая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы. сколько иностранных. и бес­полезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны”. Основой речи “плебея” Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: “слыхали мы эту песню”, “черт меня дернул”, “рассиропился” и др. Многие его суждения звучат категорично: “Поря­дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “Попал под колесо – туда и дорога”, “Рафаэль гроша медного не стоит”.
Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписыва­ет облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую “руку с длинными розовыми ногтями”, снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, ду­шистые усы, “прекрасные белые зубы”.
В портрете Евгения выделено его лицо, “длинное и худое”, которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые воло­сы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизне­женность, постоянную и напряженную работу мысли.
Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Об­становка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный арис­тократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лаборато­рию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. “Бивуак” отца Базарова, так он называл свой дом, – это дом бедного провинциального лекаря.
Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах­ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со­вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку­се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки.
Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у ли­рически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивает­ся бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки “с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”, опустелые гумна, “мужичков на плохих клячах” сливаются с переживаниями героя.
Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описа­нием “славного, свежего” утра, росы, которая “блистала серебром на паутинках”, неба, с которого “сыпались песни жаворонков”.
Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, “говорят. о вечном примирении и о жизни бесконечной”.
Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, “читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения”.




Вечные образы в литературе это.
Сейчас вы читаете: Художественные особенности романа Тургенева “Отцы и дети”