Тургенев И. С. – неуклонное следование “правде жизни”

И. С. Тургенев принадлежит к тем писателям, которые внесли особенно заметный вклад в развитие русской классической литературы второй половины XIX в. Неуклонное следование “правде жизни” помогло ему создать замечательные художественные произведения, сыгравшие значительную роль в формировании общественного самосознания, в эстетическом и нравственном воспитании многих поколений читателей. Еще при жизни писателя его творчество приобрело мировую известность.
Тургенев вошел в литературу 40-х годов сначала как поэт. Белинский особенно

выделял его поэмы “Параша” (1843) и “Помещик” (1846), которые были близки по идейно-художественным тенденциям к формировавшейся тогда “натуральной школе”. Пародийное снижение образа “романтического героя”, сатирическое изображение пустоты и пошлости жизни провинциального дворянства, остроумная критика славянофилов – все это привлекало внимание современников. Однако в историко-литературном плане более значительными были прозаические произведения Тургенева. Его первая повесть “Андрей Колосов” (1844), а также появившиеся вскоре “Три портрета” и “Бретер” (1846) утверждали необходимость
простоты и естественности чувств и поведения человека. Молодой писатель критически относится к популярному не так давно образу индивидуалиста-романтика, живущего сознанием своей абсолютной свободы от нравственных норм и обязанностей.
Во второй половине 40-х годов Тургенев большое внимание уделял драматургии. Его пьесы во многом строились на сатирических традициях Гоголя (“Безденежье”, 1846; “Завтрак у предводителя”, 849). Особый интерес представляют социально-психологические пьесы Тургенева, в которых разрабатывается тема “маленького человека” (“Нахлебник”, 1848). В истории русского театра важную роль сыграла драма “Месяц в деревне” (1850). Психологическая тонкость в развертывании сюжета, внимание к реалистическим деталям, лиризм, раскрытие внутреннего мира персонажей, их сложных душевных переживаний делают Тургенева драматурга предшественником Островского и Чехова.
Поражение демократических сил в начале 60-х годов и наступление реакции больно поразили Тургенева. В его творчестве? усиливаются идеи разочарования в историческом прогрессе, настроения пессимизма и неуверенности даже в необходимости его собственной литературной деятельности (очерк “Довольно” 1865). В обстановке острой политической борьбы 60-х годов либерал? Тургенев не принимал и не одобрял революционной борьбы; однако реакционная политика царского самодержавия также не пользовалась его поддержкой. Такая позиция определила характер двух его последних романов.
Среди произведений, написанных Тургеневым в последние годы его жизни, важное место занимают “Стихотворения в прозе”. Они воспринимаются как итог всего творчества писателя. В них находят свое отражение те философские, нравственно эстетические и социально-общественные проблемы, которые всегда волновали Тургенева. Горькие раздумья о смысле скоротечной человеческой жизни, о смерти, о минувшей молодости и ушедшей любви, а вместе с тем оптимистическая вера в могущество жизни, красоту вечного искусства, убежденность в нравственном величии простых русских людей, поэтизация подвига девушки-революционерки – все это соединилось в “Стихотворениях в прозе” в единый неразрывный цикл. Своеобразное сочетание реалистических и романтических образов, эмоциональность повествования, краткость и выразительность формы сближают тургеневские ” Стихотворения в прозе” с лирической поэзией.
В самые тяжелые минуты своей жизни, когда Тургенев мучился сознанием разлада с обществом, когда он не понимал смысла происходящей борьбы, он не терял веры в духовную мощь своей родины и народа, создавшего великий язык: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне, поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
Литературная деятельность Тургенева протекала под глубоким воздействием освободительного движения. В прокламации народовольцев, выпущенной в связи со смертью писателя, говорилось, что Тургенев писал:
# “Точно и сильно воспроизвести истину, реальную истину жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если истина не совпадает с его собственными симпатиями”.
Этому принципу писатель сознательно следовал всю свою творческую линию, и только поэтому он смог создать замечательные произведении, пережившие свое время. Конфликты носят преимущественно мировоззренческий характер. Пространственный охват тургеневских романов не очень широк: обычно это дворянская усадьба. И по времени романы продолжаются несколько недель или, в крайнем случае, месяцев. Однако с помощью отступлений в прошлое и эпилогов Тургенев создает представление о предшествующей жизни своих героев, об условиях формирования их характеров, об их будущем, выходящем уже за пределы сюжетного повествования.
Творческий опыт Тургенева, его художественные открытия содействовали развитию русской и мировой литератур. В крестьянской массе он первый увидел сложные, тонкие и неповторимые личности, красота и гармония которых соответствовали прекрасной природе. Писатель продолжал исследование “лишнего человека” в его сопоставлении с общественно-исторической эпохой. Поиски героя времени связаны у него с подчеркнутым вниманием к женским образам. Тургеневские героини, наделенные чуткостью, бескомпромиссностью и духовной цельностью, как правило, получают право суда над героем, которому не удается воплотить в жизнь свои убеждения. Поэтому и любовь осмысляется в произведениях Тургенева не только как великое счастье, но и как трагедия, что заставляет вспомнить о конфликте любовной лирике Тютчева.
В истории русской литературы Тургенев связывает эпоху: Пушкина, Лермонтова и Гоголя с реализмом конца XIX – начала XX в. Тургенев был первым русским писателем, получившим мировую известность при своей жизни. Начиная с “Записок охотника”, которые стали подлинным откровением для зарубежных читателей, почти каждое новое произведение Тургенева вызывало самый заинтересованный отклик у выдающихся представителей мирового искусства. В 70-е годы Тургенев сблизился с группой известных французских писателей: Флобером, Доде, Золя, Гонкуром. Они составили “кружок пяти”, к которому вскоре примкнул Мопассан, признававший себя учеником Тургенева. Творчество великого русского писателя получило широкое признание также в других странах мира.
В оценке романа “Отцы и дети” Франко сначала примкнул к немалому числу демократических читателей, которые восприняли новое произведение писателя как клевету на молодое поколение. Однако в дальнейшем, возможно, не без влияния Писарева, Франко изменил свое суждение. Правда, он отдавал себе отчет, что Писарев создал “своего” Базарова, руководствуясь собственным представлением о типе положительного героя. Тем не менее, точка зрения известного русского критика оказалась для Франко ближе, чем суждения его противников. Главным достоинством Тургенева Франко считал смелость в решении важнейших проблем современности, реализм, своеобразие психологического! анализа, мастерство в характеристике персонажей. В наше время на украинский язык были переведены почти все наиболее значительные произведения великого русского писателя (переводы М. Рыльского, А. Кундзича, А. Ильченко и др.). В поэтике современной украинской прозы заметно воздействие традиций Тургенева (особенно в произведениях о деревне). Пьесы Тургенева, инсценировки его произведений были поставлены многими театрами.




Тема свободы солженицын.
Сейчас вы читаете: Тургенев И. С. – неуклонное следование “правде жизни”