Пейзаж в произведении “Отцы и дети”

Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, ее влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.
Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные

сарайчики. и церкви. с обвалившеюся кое-где штукатуркою. и разоренными кладбищами.”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.
И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Все кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы.”
И. С. Тургенев мастерски использует картины
природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.
Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует ее. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь.”
Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не сочувствовать художеству, природе.” Он видит великолепный пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слезы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В тот же вечер, когда Николай Петрович придается воспоминаниям, он тоже прогуливается в саду и глядит на звезды, но они не вызывают у него никаких эмоций. “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа”. Природа здесь – тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному состоянию Павла Петровича, которому “жить. тяжело. тяжелей, чем он сам подозревает”.
Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется
Описанием “славного, свежего” утра: “.маленькие пе-стрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; темная зелень, казалось, еще хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков”.
Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Базаров – главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной стороны – все отрицающий нигилист, но в то же время – скрытый романтик, в чем боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, а всякое другое ее восприятие “пустяки”. Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию называет “добрыми ребятами” и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась березовая роща – природа должна приносить пользу, в этом ее назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.
Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной “мастерской”. Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право “не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный”. В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой “естест-венными” законами природы.
Вероятно, были в глубинах его души ростки романтиз-ма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, “ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя”. Базаров ненавидит свой “глупый романтизм”, презира-ет его.
Трудный, внутренний процесс познания истинной люб-ви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, – поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась “раздражитель-ной”, это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: “Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок”. С помощью эпитетов “белая” зима, “розовый” иней автор передает радостное настроение молодоженов, решивших навсегда связать свои судьбы в браке.
Картины природы в “Отцах и детях” – это еще и самостоятельный образ родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.
Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем утверждает мысль о том, что “страстное, грешное, бунтующее сердце” его героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, “говорят. о вечном примирении и о жизни бесконечной”. Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


The traditional classes of words.
Сейчас вы читаете: Пейзаж в произведении “Отцы и дети”