Тема своего счастья в повести Тургенева «Ася»
Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «.она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она — чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте». «Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.
Тургенева увлекла тема
Н. Г. Чернышевский в статье «Русский человек на
Чернышевский осудил «лишних людей» и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века.
В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть «очень горячо, чуть не со слезами». Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно — либеральной. Эти качества Тургенева — художника и психолога — проявились в повести «Ася», которая была напечатана в первом номере «Современника» за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами».
«Ася» — это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.
Н. Г.Чернышевский посвятил повести «Ася» большую статью, под названием «Русский человек на rendez-vous». Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя: «.пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, — большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке». «Таковы-то наши «лучшие люди.» — замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких «лучших людей» — это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.