Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг»
Описание первого утра, как видим, насыщено эпитетами, по это не цвет, не краска — это очень тонкое описание общего облика утра. В этом описании мы видим только небо — именно там и сейчас ищет приметы земледелец. Оно не только поэтично, оно точно до последней крохотной детали, и можно было бы сравнить его с теми, десятилетия спустя зафиксированными записями народных примет, которым мы доверяем и сегодня. Во втором описании втрое меньше эпитетов, но больше цвета: оно ярче, пестрее, веселее, стремительнее. В этом описании путнику не до неба —
Прежде чем перейти к соображениям по поводу этой трагической справки, обозначим место тех двух великолепных описаний, которые мы с той или иной степенью подробности рассмотрим на уроке.
Первое вводит в мир крестьянского быта и жизни. Пусть это только описание красивой
Едва ли Читатели смогут высказать развернутое суждение о том, как художник относится к своим героям и помогает понять их характеры, но уловить общее настроение рисунка они сумеют-в нем есть и живое участие к изображенным мальчикам, и поэтическое воспроизведение летней темной ночи. Позы мальчиков (у Лебедева есть и девочка), их задумчивые лица (а в подлиннике и на цветной репродукции и краски) дают почву для размышлений, накапливают материал для возможных сочинений и о сегодняшних ровесниках мальчиков с Бежина луга, и о судьбах мальчиков.
Дети очень любят заглядывать за границы художественного произведения, фантазировать на тему о том, что будет дальше с героем. В рассказе «Бежин луг» одну судьбу определил сам писатель, причем судьбу самого милого и нам и ему мальчика. Почему он погиб? Потому что верил, что погибнет, и не берегся? Потому что боялся только воды и был безрассудно смел во всем остальном? Ведь его реплика с таким терпким привкусом фатализма: «Своей судьбы не минуешь!» — теряется среди его же здравых рассуждений и соображений о посвисте куличков и о теплых странах, в которые они летят. Очевидно, дело не в этой формуле и даже не в том, что он не пытался уйти от судьбы и был безрассуден, а в том, что не было у крестьянских у себя той поры, особенно у у себя смелых и одаренных, возможности чего-то добиться, куда-то уйти от бесконечной и беспросветной кабалы.
Неизбежность гибели лучших людей в условиях крепостной и даже послекрепостной деревни подсказана не только этим рассказом, но и всеми рассказами «Записок охотника».
Изучение рассказа Тургенева завершается сочинением. Продолжая работу над характеристикой литературного героя, Читатель предложит такие темы, в которых возможна была бы и стилизация, и некоторое подражание Тургеневу в описании героев сочинения, что, несомненно, обогатит представление нас об окружающем мире. К таким, например, относятся темы: «У костра», «В ночном», «Рассказ о моем товарище», «Рассказы у костра в походе» и т. п.