Образ Инсарова в романе Тургенева “НАКАНУНЕ”

Образ Инсарова, уход Елены для выполнения его “дела” – освобождения родины, все ее поведение не могли не быть расценены мыслящими читателями как призыв к подвигу во имя революционной борьбы за освобождение России ст “внутренних турок”. Добролюбов со всей ясностью заявил в конце своей статьи о скором появлении русского Инсарова, о приближении дня революции. “И не долго нам ждать его,-писал критик,- за это ручается лихорадочное мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идет как-то не в зачет, и каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня. Придет же он, наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалек от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!.”
Это был прямой призыв к революции, и Тургенев испугался трактовки Добролюбовым объективного смысла “Накануне” как повествования о близости и необходимости революции в России. Ознакомившись со статьей Добролюбова еще до ее опубликования, Тургенев потребовал от Некрасова отказа от печатания статьи и поставил ультимативное требование: “Или я, или Добролюбов”.
Разрыв назревал давно. А. Панаева рассказывает в своих (воспоминаниях о ряде эпизодов, свидетельствовавших о нарастании разногласий в редакции “Современника”.
В общественной борьбе вокруг падения крепостного права Тургенев занял либеральные позиции, он отверг революционную борьбу с самодержавием. Как указывает Ленин, Тургеневу “претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского”, его “тянуло к умеренной монархической и дворянской конституции”‘. Это определило слабую сторону и взглядов, и творчества писателя и привело его к разрыву с “Современником”. Но мировоззрению Тургенева всегда были присущи просветительские элементы, которые, по определению Ленина, заключались во вражде к крепостному праву и всем его порождениям, в сочувствии нуждам народа, в защите просвещения, свободы. Только Тургеневу казалось, что всего этого можно-‘ достигнуть путем мирного прогресса, о не верил в плодотворность крестьянской революции и побаивался ее. Однако “Накануне” и для самого Тургенева означало, что героями русской литературы становятся новые люди- разночинцы-демократы. Первым в русской литературе он отметил их появление и показал их все возраставшую роль в русской жизни уже в конце 50-х годов: вслед за “Накануне” Тургенев пишет роман “Отцы и дети”.
К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились “Отцы и дети” в февральской книге журнала “Русский вестник” за 1862 год. В том же году роман вышел отдельным изданием с посвящением памяти В. Г. Белинского.
Отношения Тургенева с демократической молодежью 60-х годов обострились с выходом романа “Отцы и дети”. “Современник” в статье М. А. Антоновича резко отрицательно отозвался о романе Тургенева, увидев в образе Базарова клевету на “детей”. Однако не все демократически настроенные современники усмотрели в “Отцах и детях” искажение облика передовой разночинческой молодежи 60-х годо. ч. Д. И. Писарев в статье “Базаров” дал высоко положительную характеристику тургеневскому герою, с которой согласился и сам писатель. Герцен, по свидетельству Н. Огаревой-Тучковой, “удивлялся негодованию русской молодежи на Тургенева”, видя в Базарове “много человеческого”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Morphemic structure of the word.
Сейчас вы читаете: Образ Инсарова в романе Тургенева “НАКАНУНЕ”