Описание пути Герасима домой, на родину
Герасим надеялся, что о Муму забудут и он опять сможет заботиться о своей питомице. Именно на этом этапе пора задуматься о том, как мы поведем читателей к решению вопроса: почему Герасим подчинился барыне? Что заставило Герасима принять решение? Попробуйте догадаться, как мог рассуждать Герасим. В какой момент принял Герасим свое решение? Обратимся к эпизоду, который часто проходит мимо внимания нас: «Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка
Внимательно наблюдаем за поведением героя. Предлагаем попутно ученикам вопросы: почему он зашел с Муму в трактир и накормил собаку? Почему так долго греб
Наблюдения и ответы нас нуждаются и в дополнениях, и в уточнениях, так как десятилетние читатели толкуют эти детали своеобразно: например, утверждают, что праздничный кафтан был на Герасиме потому, что в трактир нужно ходить в нарядной одежде; долго греб потому, что старался уехать подальше от барыни.
До какого же момента Герасим полностью подчинен воле барыни? Когда Герасим, зажмурившись, бросил Муму в воду, он не смел воспротивиться барской прихоти. Но мы ведь знаем, что он самовольно и радостно ушел в деревню.
Когда он задумал так поступить? Где тот момент, когда Герасим решился на открытый протест? Читатель подведет нас к выводу, что протест родился в душе немого лишь после того, как погибла Муму. Чтобы облегчить поиски верного ответа, рекомендуем им прочитать рассказ Степана о том, как покинул Герасим барский дом, и авторское описание того, как Герасим шел в родную деревню.
После этого целесообразно предложить детям ответить на такие вопросы: что увидел Степан? Как описана дорога Герасима к родному дому? Интересны наблюдения читателей, когда они готовят чтение отрывка о возвращении Герасима на родину. Они анализируют чувства героя, отмечают бодрость и душевный подъем Герасима. Однако Читатели самостоятельно не углубляются в вопрос: почему так изменился Герасим? Читатель поможет им осмыслить процесс перерождения Герасима. В плане оказания такой помощи учащимся можно предложить подготовить ответы на такие вопросы: почему Герасим испытывает чувство бодрости? Почему он ликует после гибели Муму? Осуждаете ли вы его за это? (Взрослый читатель понимает, что Герасим из подневольного становится человеком, что смерть Муму явилась тем душевным потрясением, которое изменило его привычные взгляды и вызвало бунт против барыни. Однако и Читатели понимают, что «Герасим больше не мог терпеть».)
Центральное место, на котором вновь звучат самые трагические страницы повести,- описание пути Герасима домой, на родину. Именно тут, увидев его победителем, следует начать разговор о том, каким все представляют себе Герасима, и вернуться к тому перечню сравнений, который нач