Вопрос о Тургеневе рисовальщике

Современники Тургенева неоднократно подчеркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. “Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках. Им даже была придумана, благодаря этому его искусству, особая игра. Тургенев рисовал профиль, а участвующие в игре, каждый по очереди, должны были под профилями писать характеристику лица, им изображаемого. Рисунки представляют собой портреты действующих лиц трех рассказов, входящих в цикл “Записок охотника”: “Однодворец Овсяников”, “Касьян с Красивой Мечи” и “Гамлет Щигровского уезда”. Остановимся на первом из них. Большая, выполненная тушью фигура однодворца, занявшая все основное пространство листа, привлекает к себе внимание не только своей монументальностью, но и характеристикой, данной писателем графическими средствами. Овсяников изображен очень полным, в свободном длинном сюртуке, застегнутом на все пуговицы; Ярко вычищенные сапоги облекают полные ноги. Вся его фигура и непокрытая голова с седыми растрепанными волосами, действительно, несколько напоминают Крылова, но лицо имеет индивидуальные черты.
Легко убедиться в полном соответствии рисунка описанию облика Овсянишва, данному в тексте “Записок охотника”. В очерке “Мой сосед Радилов” читаем: “У этодъевда раздался стук беговых дрожек, и через несколько мгновений вошел в комнату старик высокого росту, плеч питый и плотный, однодворец Овсяников. Но Овсяников такое замечательное и оригинальное лицо, что мы, с позволения читателя, поговорим о нем в другом отрывке”.
Дальше в очерке “Однодворец Овсяников” Тургенев пишет: “Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого., лет семидесяти, с лицом, напоминающим несколько лицо Крылова, с умным взором под нависшей бровью, с важной осанкой, мерной речью, медлительной походкой: вот вам Овсяников. Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами, застегнутый доверху, шелковый лиловый платок на шее, ярко вычищенные сапоги с кистями, и вообще с виду походил на зажиточного купца. Руки у него были прекрасные, мягкие и белые: он часто с течение разговора брался на пуговицы своего сюртука. Овсяников своей важностью и неподвижностью, смышленостью и ленью, своим прямодушием и упорством напоминал мне русских бояр допетровских времен”.
Последний из интересующих нас рисунков, “Гамлет Щигровского уезда”, в отличие от двух первых, исполнен карандашом. “Гамлет” сидит на кровати, в ночном колпаке и рубахе. Брюзгливо перекосившееся лицо, жидкие усы и борода характеризуют слабовольного, иронизирующего над самим собою “пришибленного судьбою Василия Васильича”.
В связи с этим стоит обратить внимание на то, что мысль об иллюстрировании отдельных очерков “Записок икотника” возникала еще до того времени, как осуществлено было издание всей книги в целом, т. е. до 1852 года. Один из наиболее ранних проектов этого рода связан с деятельностью выдающегося русского художника и рисовальщика Павла Андреевича Федотова (1815-1852) – предшественника идейного реализма в русской живописи”. Некрасов в следующем, 1849 году все же выпустил свой альманах в другом виде и под другим заглавием, желая этим удовлетворить читателей “Современника”, ожидавших выхода в свет сборника и невольно обманутых редактором, хотя содержание его было значительно более бедным и тусклым, так как, по словам Л. Я. Головачевой-Панаевой, “цензура и слышать не хотела о чем-либо, напоминающем “Иллюстрированный альманах”.
Так




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Контроллеры и адаптеры.
Сейчас вы читаете: Вопрос о Тургеневе рисовальщике