Вопрос о Тургеневе рисовальщике
Современники Тургенева неоднократно подчеркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. «Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках. Им даже была придумана, благодаря этому его искусству, особая игра. Тургенев рисовал профиль, а участвующие в игре, каждый по очереди, должны были под профилями писать характеристику лица, им изображаемого. Рисунки представляют собой портреты действующих лиц трех рассказов, входящих в цикл «Записок охотника»: «Однодворец Овсяников», «Касьян с Красивой Мечи» и
Легко убедиться в полном соответствии рисунка описанию
Дальше в очерке «Однодворец Овсяников» Тургенев пишет: «Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого., лет семидесяти, с лицом, напоминающим несколько лицо Крылова, с умным взором под нависшей бровью, с важной осанкой, мерной речью, медлительной походкой: вот вам Овсяников. Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами, застегнутый доверху, шелковый лиловый платок на шее, ярко вычищенные сапоги с кистями, и вообще с виду походил на зажиточного купца. Руки у него были прекрасные, мягкие и белые: он часто с течение разговора брался на пуговицы своего сюртука. Овсяников своей важностью и неподвижностью, смышленостью и ленью, своим прямодушием и упорством напоминал мне русских бояр допетровских времен».
Последний из интересующих нас рисунков, «Гамлет Щигровского уезда», в отличие от двух первых, исполнен карандашом. «Гамлет» сидит на кровати, в ночном колпаке и рубахе. Брюзгливо перекосившееся лицо, жидкие усы и борода характеризуют слабовольного, иронизирующего над самим собою «пришибленного судьбою Василия Васильича».
В связи с этим стоит обратить внимание на то, что мысль об иллюстрировании отдельных очерков «Записок икотника» возникала еще до того времени, как осуществлено было издание всей книги в целом, т. е. до 1852 года. Один из наиболее ранних проектов этого рода связан с деятельностью выдающегося русского художника и рисовальщика Павла Андреевича Федотова (1815-1852) — предшественника идейного реализма в русской живописи». Некрасов в следующем, 1849 году все же выпустил свой альманах в другом виде и под другим заглавием, желая этим удовлетворить читателей «Современника», ожидавших выхода в свет сборника и невольно обманутых редактором, хотя содержание его было значительно более бедным и тусклым, так как, по словам Л. Я. Головачевой-Панаевой, «цензура и слышать не хотела о чем-либо, напоминающем «Иллюстрированный альманах».
Так