Основной конфликт в повестях “Муму” и “Постоялый двор”

Повести “Муму” и “Постоялый двор” – своего рода эпилог “Записок охотника” и пролог к тургеневским романам. Приступая к этим произведениям, Тургенев мечтает о “простоте, спокойствии, ясности линий”. Аналитическая пестрота и эскизность характеров, очерконость художественного письма В “Записках охотника” его уже не удовлетворяют. Открытое в “Записках” живое ощущение России как целого помогает теперь Тургеневу выйти на новую дорогу. Образ немого богатыря Герасима в повести “Муму” настолько смок, что тяготеет к символу; он вбирает в себя лучшие черты народных характеров “Записок охотника”: рассудительность и практический ум Хоря, нравственную силу, добродушие и любовь ко всему живому Калиныча, Ермолая, Касьяна.
Появляются и новые штрихи: вслед за былиной о Микуле Селяниновиче и кольцовскими песнями Тургенев поэтизирует вековую связь крестьянина с землей, наделяющую его богатырской силой и выносливостью. Звучат отдаленные переклички и с другим героем былинного эпоса Насилием Буслаевым, когда Герасим сталкивает лбами пойманных воров пли ухватывает за конец дышло и слегка, но многозначительно грозит обидчикам.
В повести псе побаиваются немого богатыря. “Ведь у него рука, ведь вы изволите сами посмотреть, что у пего за рука: ведь у пего просто Минина и Пожарского рука”. “Ведь он все в доме переломает, ей-ей”. К финалу кажется, что наступает предел терпению: вот-вот взорвется и разбушуется Герасим, потрясенный вопиющей несправедливостью, раскроет немые уста и заговорит! Какой грозной будет эта речь!
Конфликт разрешается уходом Герасима в родную деревню. Торжествен и радостен его путь домой, сама природа вместе с немым героем празднует освобождение. Но в сознании читателя остается тревожный вопрос: изменит ли что-нибудь в крепостническом мире такой уход, такая форма протеста?
В “Постоялом дворе” умный, рассудительный и хозяйственный мужик Аким в один прекрасный день по прихоти барыни лишается всего состояния. Как ведет себя герой? Подобно Герасиму, он уходит со двора, берет в руки посох странника, “божьего человека”. На смену Акиму является ловкий и цепкий деревенский хищник Наум. Такой уход нисколько не мешает грубой силе и далее творить свои злые дела.
Повести Тургенева периода ареста и спасской ссылки получили высокую оценку в кругах славянофилов. Восхищаясь характером Акима, И. С. Аксаков писал: “Русский человек остался чистым и святым и тем самым. святостью и правотой своей смирит гордых, исправит злых и спасет общество”. В ответ на подобные заявления Тургенев писал, что один и тот же предмет может вызвать два совершенно противоположных мнения: “Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса”.
“Трагическую судьбу племени” Тургенев видел в гражданской незрелости народа, нуждавшегося в исторических деятелях, способных разбудить “немую” Русь. Сначала Тургенев обращался к поиску таких героев в дворянской среде с надеждой, что историческая роль этого сословия еще не исчерпана. Он пишет ряд повестей – “Дневник липшего человека” (1850), “Два приятеля” (1854), “Затишье” (1854), “Переписка” (1854), “Яков Пасынков” (1855), – в которых с разных сторон исследует психологию “лишнего человека”. Эти повести явились творческой лабораторией, в которой вызревали контуры первого тургеневского романа “Рудин” (1855).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


В чем заключается сущность учебного процесса.
Сейчас вы читаете: Основной конфликт в повестях “Муму” и “Постоялый двор”