Рассказы и повести Тургенева

Особое место в творчестве Тургенева занимают и рассказы его повести и рассказы. Они как бы сопутствовали его романам, окружали их. Если в основе романа лежал широкий охват жизни, художественное отражение того или иного исторического момента с центральным “героем своего времени”, то в основу повести или рассказа ложился частный жизненный случай, вскрывавший интимный мир сложных душевных переживаний: “Затишье”, “Переписка”, “Фауст”, “Ася”, “Первая любовь”, “Вешние воды” – лучшие образцы тургеневской повести, насыщенной философскими раздумьями и грустью, на богатом фоне лирического пейзажа.
Тургенева большого общественного значения. Неуспех романа Тургенев переживал тяжело. Друзьям он написал: “Я никогда не подвергался такому единодушному порицанию в журналах. я твердо решился более не писать и положить перо, которое служило мне более 30 лет, пора в отставку.” “Это уже, моя последняя работа. Довольно!” Но и теперь он не “положил пера”. Он написал “таинственные повести”: “Песнь торжествующей любви”, “После смерти” (“Клара Милич”), рассказы-воспоминания (“Старые портреты”, “Отчаянный”) и серию художественных миниатюр, которые были напечатаны в “Вестнике Европы” (1882) под общим заглавием “Стихотворения в прозе”.
Давая отзывы о ранних произведениях

Тургенева, определил характерные особенности его творчества Белинский. “Глубокое чувство действительности”, “верную наблюдательность”, “сердечность, симпатию ко всему живому”, “способность схватывать сущность, а следовательно, и особенность каждого предмета”, “благоуханную свежесть поэзии” и, наконец, то особенно ценное достоинство молодого писателя, которое обнаруживало в нем “сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его”,- вот что отмечал Белинский у молодого Тургенева. Прочитав рассказ “Хорь и Калиныч”, Белинский с удивительной. проницательностью разгадал, что в этом маленьком очерке талант Тургенева “обозначился вполне”. “Главную характеристическую особенность” дарования Тургенева Белинский усматривал в том, что свой художественный вымысел Тургенев создает из виденного и изученного в жизни “действительного материала”, что сила Тургенева – в способности “верно и быстро понять и оценить всякое явление”, разгадать его причины и следствия и, не покидая “почвы действительности”, переработать взятое из жизни “содержание в поэтический образ”, творчески претворять “материал” в “картину более живую, говорящую и полную мысли, нежели действительный случай, подавший ему повод написать эту картину”. Все дальнейшее творчество Тургенева и было проявлением этого глубоко и верно охарактеризованного Белинским таланта художника-реалиста. В романе, повести и рассказе дал Тургенев художественную летопись нескольких десятилетий русской общественной жизни, “скорбей и вопросов” своего века и галерею правдивых образов и картин, нарисованных с мастерством первоклассного художника.
“Творчество Тургенева,- говорил М. И. Калинин.- имело не только художественное, но и общественно-политическое значение, которое. и придавало действительно художественный блеск его произведениям. Если изъять общественно-политическое содержание из произведений Тургенева, то они не заняли бы столь почетного места в истории русской литературы”.
Его герои и героини вошли в ряды классических русских литературных образов, стали художественными обобщениями большой познавательной силы – отражением этапов одной из самых замечательных эпох русской жизни (идеалисты 30-40х, разночин




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Основные особенности античной литературы.
Сейчас вы читаете: Рассказы и повести Тургенева