АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “Рудин”, “Отцы и дети”

При всем различии содержания и формы романов (“Рудин” – 1855, “Отцы и дети” – 1862) И. С.Тургенева у них одна общая проблема – необходимость обоснования общественной, общественно – преобразовательной деятельности. Впервые тип современного общественного деятеля появляется у Тургенева в одном из рассказов “Записок охотника”, в “Гамлете Щигровского уезда” (1849). У героя рассказа и Рудина общий прототип – Михаил Бакунин, участник известного и заметного в 40-е годы философского кружка Николая Станкевича. От кружковых

умозрений на баррикады – жизненная канва и Бакунина, и Рудина. Щигровский Гамлет намечает и другой путь – изучение России и ее потребностей для последующего служения ей. Эта идейная антитеза дворянской революционности и либерального просветительства развита в образах Рудина и Лежнева. Однако по цензурным условиям их конфликт дан не в идейно-политическом, а в отвлеченном, идейно-психологическом плане. Кружковые разговоры открываются нам в передаче Лежнева. Романтик в прошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей Рудину. Ему противопоставлен поверхностный скептик Пигасов, комический противник Рудина.
Основная линия романа – любовь Рудина к Наталье Ласунской. Условия для их “романа” крайне неблагоприятны, ибо пребывание Рудина в имении ее матери – случайность. В любви Рудин проявляет черты характера, роднящие его с “Гамлетом.” и другими “лишними людьми”: склонность к отвлеченным умствованиям поглотила чувства, волю, искренность, уверенность в себе. Он хотел увлечь девушку, но сам увлекся, любит лишь в воображении, на словах (общее свойство “лишних людей”). В итоге соперники в любви Рудан и Лежнев меняются местами. Рудин становится неуверенным в себе и неспособным к делу – и личному и общественно значимому. Гибель Рудина на баррикадах похожа на самоубийство и отражает поражение революции 1848 года И кризис дворянской революционности в России. Лежнев, наоборот, от неприятия Рудина приходит к признанию и необходимости этого “лишнего человека” с его романтическими исканиями, ибо сам потерпел неудачу в своих хозяйственных реформах и опустился до уровня обывателя. И Рудин, и Лежнев – “последние из могикан” идейного и революционного движения 40-х годов. Общее впечатление от первой романной пробы пера Тургенева – противоречивость, отвлеченность и неслаженность. Рудин может считаться “лишним человеком” лишь отчасти, в нем уже сильнее осознанно размежевание либеральной и демократической тенденции в дворянской революционности. Скепсис и социальное самоотрицание передовых дворян были характерны и для самого Тургенева, поэтому и Рудин, и Лежнев выражают различные стороны идейно-социальной позиции их автора. В “Отцах и детях” изображен более крутой, чем в предыдущих романах исторический перелом в жизни России. И опять, как и в “Рудине”, в этом романе один сюжетный центр, один герой – выражение этого перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силы – социальные и политические, Базаров на балу у губернатора или в усадьбе Кирсановых – как лазутчик во вражеском стане. Он один выражает новые общественные силы, остальные персонажи – или враги его (Аркадий), или недостойные подражатели (Ситников и Кукшина). Базаров – нигилист, т. е. отрицатель и революционер. Поэтому его образ героичен и трагичен одновременно. Социально


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Galperin classification.
Сейчас вы читаете: АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “Рудин”, “Отцы и дети”