АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «Рудин», «Отцы и дети»

При всем различии содержания и формы романов («Рудин» — 1855, «Отцы и дети» — 1862) И. С.Тургенева у них одна общая проблема — необходимость обоснования общественной, общественно — преобразовательной деятельности. Впервые тип современного общественного деятеля появляется у Тургенева в одном из рассказов «Записок охотника», в «Гамлете Щигровского уезда» (1849). У героя рассказа и Рудина общий прототип — Михаил Бакунин, участник известного и заметного в 40-е годы философского кружка Николая Станкевича. От кружковых умозрений

на баррикады — жизненная канва и Бакунина, и Рудина. Щигровский Гамлет намечает и другой путь — изучение России и ее потребностей для последующего служения ей. Эта идейная антитеза дворянской революционности и либерального просветительства развита в образах Рудина и Лежнева. Однако по цензурным условиям их конфликт дан не в идейно-политическом, а в отвлеченном, идейно-психологическом плане. Кружковые разговоры открываются нам в передаче Лежнева. Романтик в прошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей Рудину. Ему противопоставлен поверхностный скептик Пигасов, комический противник Рудина.
Основная линия романа — любовь Рудина к Наталье Ласунской. Условия для их «романа» крайне неблагоприятны, ибо пребывание Рудина в имении ее матери — случайность. В любви Рудин проявляет черты характера, роднящие его с «Гамлетом.» и другими «лишними людьми»: склонность к отвлеченным умствованиям поглотила чувства, волю, искренность, уверенность в себе. Он хотел увлечь девушку, но сам увлекся, любит лишь в воображении, на словах (общее свойство «лишних людей»). В итоге соперники в любви Рудан и Лежнев меняются местами. Рудин становится неуверенным в себе и неспособным к делу — и личному и общественно значимому. Гибель Рудина на баррикадах похожа на самоубийство и отражает поражение революции 1848 года И кризис дворянской революционности в России. Лежнев, наоборот, от неприятия Рудина приходит к признанию и необходимости этого «лишнего человека» с его романтическими исканиями, ибо сам потерпел неудачу в своих хозяйственных реформах и опустился до уровня обывателя. И Рудин, и Лежнев — «последние из могикан» идейного и революционного движения 40-х годов. Общее впечатление от первой романной пробы пера Тургенева — противоречивость, отвлеченность и неслаженность. Рудин может считаться «лишним человеком» лишь отчасти, в нем уже сильнее осознанно размежевание либеральной и демократической тенденции в дворянской революционности. Скепсис и социальное самоотрицание передовых дворян были характерны и для самого Тургенева, поэтому и Рудин, и Лежнев выражают различные стороны идейно-социальной позиции их автора. В «Отцах и детях» изображен более крутой, чем в предыдущих романах исторический перелом в жизни России. И опять, как и в «Рудине», в этом романе один сюжетный центр, один герой — выражение этого перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силы — социальные и политические, Базаров на балу у губернатора или в усадьбе Кирсановых — как лазутчик во вражеском стане. Он один выражает новые общественные силы, остальные персонажи — или враги его (Аркадий), или недостойные подражатели (Ситников и Кукшина). Базаров — нигилист, т. е. отрицатель и революционер. Поэтому его образ героичен и трагичен одновременно. Социально

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «Рудин», «Отцы и дети»