1. Традиция изображения «лишних людей».
2. Трагедия Базарова.
3. Отношения с Аркадием.
Проблема «лишнего человека» не раз поднималась на страницах произведений многих известных русских писателей XIX столетия. Авторов интересовало, что служит толчком к появлению такой категории людей, куда входят и Онегин из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, и Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, и Базаров из «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Что выделяет этих исключительных людей из общей массы, и как они могут адаптироваться в чуждой для себя окружающей среде?
В целом все писатели сходятся на мысли, что само время ответственно за появление подобных одиночек, которые привносят в его течение что-то новое, заставляют обычных людей остановится и задуматься о своем предназначении в жизни. Проповедуя какие-либо экстравагантные идеи, непонятные обычному обывателю, эти люди не могут найти себя, как-то определиться в этом мире. Они, по сути своей, не «лишние», а просто заблудившиеся во времени. Возможно, родись Печорин чуть раньше, когда среди передовой дворянской молодежи еще допускались свободолюбивые мысли и безумные поступки, или Базаров чуть позже, когда материалистов в стране стало настолько много, что они даже захватили власть, эти люди наверняка нашли бы себе применение. В результате же так называемым «лишним людям» суждено проживать свои дни в атмосфере непонимания и отторжения. Общество, какое бы оно ни было справедливое и разумное, сразу выделяет тех, кто не только не может найти себе приемлемое занятие, но и свысока относится к окружающим, не терпит подобного к себе отношения. Невозможность направить свою неуемную энергию в нужное русло, заставляет Онегиных, Печориных, Базаровых совершать жестокие поступки: дуэль Евгения Онегина или дело с контрабандистами Печорина. Эти люди настолько акцентированы на собственной персоне, что совершенно не замечают окружающих людей, с их чувствами и проблемами. Находясь в разладе с самим собой, «лишний человек» старается заменить душевную пустоту какими-либо внешними происшествиями и событиями, развеять скуку, что нередко оборачивается настоящим несчастьем для тех, кто их окружает.
Евгений Базаров, наверное, в меньшей степени, нежели Онегин или Печорин, относится к категории «лишних людей», однако и он не может самореализоваться в этой жизни. Он боится задумываться о будущем, поскольку не видит себя в нем: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Этот человек хорошо разбирается в естественных науках и медицине, повышает свой профессиональный уровень, проводя различные опыты и пробуя все ощутить «собственноручно», однако он не знает, для чего все это делает, поскольку у него нет никаких жизненных планов и задач.
Базаров живет одним днем, что лишает смысла даже его научные занятия. Придерживаясь идей нигилизма, отвергая все старое, он тем не менее даже не имеет представление, что впоследствии образуется на расчищенном месте, надеясь на проявление воли других людей. Естественно, научные опыты довольно скоро надоедают Базарову, поскольку деятельность, лишенная цели, быстро сходит на нет. Вернувшись домой к родителям, Евгений перестает заниматься исследованиями и впадает в глубокую депрессию. Однако будучи от природы человеком деятельным, он не может просто сидеть дома, предаваясь печали. Базаров начитает помогать своему отцу в медицинской практике. Это помогает молодому человеку занять свои мысли, почувствовать свою полезность, даже если среди пациентов находятся только простые люди. Тем не менее это не удовлетворяет главного героя.
Его трагедия заключается в том, что он, считающий себя...

в какой-то мере сверхчеловеком, вдруг обнаруживает, что и ему ничего человеческое не чуждо. Безответно влюбившись в Одинцову, он вдруг осознает, что больше не властен над собственными чувствами: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Тем не менее без таких людей Россия не могла бы обойтись во все времена. Несмотря на его взгляды, Базарова нельзя обвинить в отсутствии образованности, ума или проницательности. Он, оставаясь материалистом, тем не менее при постановке правильных целей, мог бы принести много пользы обществу, к примеру лечить людей или открывать новые физические законы. Кроме того, яростно выступая против предрассудков, он подвигал окружающих людей двигаться вперед в своем развитии, по-новому смотреть на некоторые вещи. Его друг и последователь Аркадий, попавший под сильное влияние Евгения, довольно спокойно воспринимает весть, что отец женился на девушке, не равной ему по социальному положению, и у него растет маленький брат: «Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых — захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы». С другой стороны, впечатлительному Аркадию стоило на какое-то время сойтись с Базаровым, поскольку только через эту дружбу молодой аристократ понял несостоятельность идей нигилизма и смог отыскать себя в этой жизни, вплотную занявшись хозяйственной деятельностью вместе с отцом. То есть, сам не подозревая того, Евгений послужил поводом для того, чтобы человек пересмотрел свои жизненные приоритеты. Нигилист в какой-то мере помог и отцу Аркадия. Общение с нигилистом заставило его еще с большим рвением взяться за дело, чтобы доказать окружающим, а главное самому себе, что «песенка его еще не спета».
И все же смерть главного героя романа не случайна. Из жизни всегда выпадает тот, кто не знает, как дальше жить. Однако можно надеяться, что смерть героя — это трагедия отдельно взятой личности, Базарова, а не всех подобных ему людей. Возможно, если бы Базарову не удалось встретить такой женщины, перед которой он спасовал, в которую бы влюбился, то все бы сложилось совершенно иначе. В этом случае его чувства так и остались бы не востребованными, не разбуженными, не столь острым бы был и внутренний конфликт. Тогда осталась бы надежда, что со временем Базаров превратился бы в хорошего ученого или уездного врача. Он бы трудился на благо отечества, хотя время от времени и шокировал бы обывателей своими резкими высказываниями и экстраординарными поступками.
Безусловно, Евгений не оставил бы своей раздражающей манеры с некоторой долей презрения относиться к окружающим людям, однако он не смог бы не помогать им и не влиять на умы невольных почитателей. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир, нужен. Он не может быть лишним, поскольку по своей природе уже является великой уникальностью и индивидуален.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

«Лишние люди» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»