Каково авторское отношение к Базарову
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» создал первый в русской литературе образ нигилиста. По одной из версий, главный герой романа был своего рода «пророчеством» Тургенева и оказался первым нигилистом в России вообще. В таком случае получается, что Тургенев дал жизнь реальному явлению российской действительности, сам того не желая и, возможно, даже не предполагая. Тургенев создал образ Базарова. А потом он заставил Базарова умереть. Какие были на то причины? Какую роль играет эта смерть в раскрытии характера героя? Тургенев создал Базарова
Итак, цель Базарова, цель нигилиста — «место расчистить «. Разрушить, уничтожить все, не создав ничего. Оставив это дело другим — создавать на пустом месте. На расчищенном, выжженном, вытоптанном. Но оно, быть может, потеряет свое плодородие! И что же станет тогда с этим самым местом, на
Итак, Базаров остается один. У него нет единомышленников. Казалось бы, что может один? В этом-то и опасность Базарова. Он сильный, твердый, упрямый человек. Он — сила, и он может обойтись без помощников. Он один — сильнее и больше их всех. Он — большой человек, который много мог, но мало успел. Базаров с гордостью говорил, что он ближе к народу, чем аристократы, что он умеет говорить с народом. Но вот он поговорил. И отзыв мужиков такой: «Известно, барин; разве он что понимает?» «.Этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового.» Однако это было так. Что же у Базарова осталось? Сподвижников нет. Умение общаться с мужиками он утратил — или вовсе не имел. И остались чувства, которые он так яро отрицал. Только ли для того, чтобы показать никчемность или опасность Базарова, нужна Тургеневу его смерть? Нет: еще для того, чтобы выявить другую сторону характера героя, его суть.
Нигилизм — это идеология. Но ведь Базаров — человек. Никакой человек не в силах неотступно следовать своим ут верждениям, иначе это будет уже не чистая идеология, а крайности со множеством противоречий. И хотя эти противоре чия есть и в Базарове, у него немало достоинств. «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» — это мнение Д. И. Писарева совершенно справедливо.
Базаров — большой человек. Но перед смертью он стал еще больше: у него появилась душа, показалась из-под «покрывала » идеологии. Базаров, который все отрицал, признает свою неправоту. Он отрицал любовь-и вот он понимает, что любит сам. Любит Анну Сергеевну Одинцову, любит своих родителей и оценивает их по достоинству: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. » Он был против красивых слов-и сам говорит любимой женщине: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.» Он считал себя непобедимым гигантом — а оказалось, что «вся задача гиганта-как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет.» Признать свою неправоту могут только люди с огромным запасом душевных сил. Каков же был этот запас у Базарова, если он признал себя неправым перед смертью, сохранив и даже умножив свое достоинство! Итак, смерть Базарова для автора — один из способов утвердить свое положительное отношение к нему. Но это не единственный способ. На протяжении всего романа видно, как симпатии автора оказываются на стороне героя, даже если Тургенев не согласен с его утверждениями. Базаров оказывается достойнее многих героев романа, в том числе тех, которых любит он сам, хотя и не признается в этом почти до конца романа. В Одинцовой Базаров видит человека, близкого себе по духу, однако она деспотична по отношению к сестре.
Базаров уважает и любит своих родителей, но Тургенев компрометирует любовь к нему самих «стариков». Отец боготворит сына, рисуется перед ним, пытается не отстать от века (например, он явно неискренне относит к предрассудкам служение молебна). Мать боится «Енечки», а ее забота о сыне проявляется главным образом в том, чтобы накормить его и покойно устроить. Базаров никогда не оскорбляет их, нигде не говорит о них плохо, и все же, возможно, родители — главные виновники его духовного одиночества, духовной борьбы без исхода.
И все же главное, что понял перед смертью Базаров: «Я нужен России. Нет, видно не нужен». Он не только не нужен — он опасен. И даже, наверное, не он сам, а его идеология. А о нем самом — о его сути, о душе — искренне сожалеет Тургенев. И пожалуй, действительно, — есть о чем пожалеть.