Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Нигилизм особое течение общественной мысли, возникшее в России середины XIX века. Отрицание традиционных ценностей было главной чертой целого поколения молодых людей, но в романе Тургенева нигилизм представлен, по сути, только одним человеком
Евгением Базаровым. Ситников и Кукшина лишь от
Теняют подлинность главного героя; их образы даны ав
Тором в откровенно сатирическом ключе. Причем в
Системе образов романа Базаров противопоставлен не
Только своим подражателям, но и всем остальным пер
Сонажам. Это вызвано убежденностью
Ременности для России героя романа. Но сам Базаров
Считает себя представителем совершенно нового миро
Воззрения, объединившего людей, мечтающих в корне
Изменить русскую жизнь. Герой романа постоянно под
черкивает свою причастность духу времени, поколению
Ниспровергателей. Базаров верит, что для его поко
Ления еще придет время действовать, а пока задача ни
Гилизма революция сознания, уничтожение устарев
Ших ценностей. Но масштаб его личности, незаурядность характера и сила ума создают образ, не умещаю
Щийся в рамки типичного представителя поколения.
Сложное переплетение
Ту глубину, неоднозначность тургеневского героя, кото
Рая до сих пор вызывает ожесточенные споры.
У идейных оппонентов Базарова есть черта, объединяющая их в единый социальный образ, все они дворяне. А сын полкового врача с гордостью говорит о своей близости народу, и слово разночинец, ставшее синонимом нового поколения, превращается в символ исторического вызова одного сословия другому. Нигилизм лишь внешняя оболочка социального противостояния дворян и разночинцев; борьба идей основана на совершенно иных мотивах, чем споры ученых разных школ.
Базаров остро чувствует разницу между собой и обитателями Марьина и Никольского. Тургеневский герой человек труда, а те, у кого он гостит, баре. При чем для Базарова труд не только вынужденная необхо
Димость, но и основа его личного достоинства. Он ощу
Щает себя человеком дела, а профессия врача в оценке Базарова прекрасная возможность приносить конкретную пользу народу. Образ жизни и взгляды стареньких романтиков кажутся ему безнадежно устаревшими, не соответствующими духу времени. Дворяне для Базарова люди, умеющие только говорить, не способные к реальным действиям.
Нигилизм для Базарова единственно возможный в данных условиях способ борьбы с косностью своей страны. Подход к жизни либералов, их методы изменения действительности полностью себя исчерпали. Обличи-тельство ни к чему не приводит, на месте одного опозоренного чиновника тут же появляется другой, ничуть не лучше. Вера в принципы, в вечные основы человеческого поведения ничего не приносит России, либералы бессильны и перед инертностью народа, и перед эгоизмом властей. Тотальное отрицание способ изменения сознания, разрушения не оправдавших себя жизненных установок. Вместо веры разум, вместо теорий эксперимент, вместо искусства наука. Ничего не принимать на веру, все проверять опытом, доверять только фактам и своему разуму вот кредо его нигилизма. При этом Базаров с гордостью говорит, что он сам себя сделал, что он не зависит от обстоятельств, от среды, от времени. И вот здесь и начинаются те особенности главного героя романа, которые превращают его из типичного представителя поколения в личность, индивидуальность.
Давно замечено, что по силе ума и силе характера Базаров не встречает себе равных противников в романе. Исключение Одинцова, но между Базаровым и Одинцовой лишь внешне намечается идейный конфликт, на самом же деле перед нами история любви. И отец Базарова, и Аркадий, и сестры Одинцовы единодушно считают, что перед ними человек, которому суждено большое будущее. Причем судьба уездного врача слишком мала для личности такого масштаба. Да и сам Базаров постоянно ощущает себя лидером, а не рядовым участником событий. Жизнь родителей для него бессмысленна, она лишена самого главного борьбы с самим собой и внешними обстоятельствами. Он считает себя человеком, способным изменить и себя, и других. Взгляды Кирсановых для Базарова неправильны, потому что дворянская оценка народа не дает герою возможности стать творцом истории. Базаров чувствует в себе способности, дающие ему право претендовать на роль одного из преобразователей России. Страна стоит на пороге крупнейших перемен, а это всегда эпоха быстрого взлета талантливых людей. Честолюбие, сила воли и знания дают Базарову право на лидерство, на одно из первых мест в процессе реформ, будь то реформы сверху или реформы снизу.
Но драматизм романа в том и состоит, что ум, честолюбие и воля Базарова остаются невостребованными эпохой. Правительство не нуждается в союзниках, оно ни с кем не желает делить власть. Интересы России для высших кругов второстепенны по сравнению с собственным благополучием. Эгоизм власти толкает талантливых людей из низов в оппозицию, но и здесь у них не находится опоры. Для крестьян Базаров такой же барин, как и Кирсановы или отец героя. Ни внешняя простота, ни желание помочь народу не могут преодолеть недоверия, вековой отчужденности мужика от всех, кто образован, кто стоит выше на социальной лестнице. Да и сам Базаров отнюдь не преклоняется перед народом, наоборот, он именно себя считает тем, кто укажет массам правильный путь.
Гибель Базарова символична и по-своему закономерна. Герой романа не нужен своей эпохе, он лишний в мире, где господствуют традиции, сложившиеся веками. Герой романа словно оказался посередине двух сил народа и дворянства, почти одинаково не понятный и чуждый и тем и другим. Гибнет не нигилист, а человек, который мог бы занять достойное место в русской истории. В этом и состоит своеобразие тургеневского романа, представившего читателю в одном герое и типичного представителя поколения, и незаурядную лич-
Пость. Поэтомeу так нелегко оцепить героя романа, так неоднозначно его восприятие и так долговечна история Отцов и детей в русской литературе.