Судьба русской женщины в творчестве Островского
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Н. Некрасов
На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум
В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж
Катерина — тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность — это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили- все равно».
Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.
Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня — Лариса Огудалова — принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека. они смотрят на вас, как на вещь».
Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, — вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее — жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого. не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
«Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» — цинизм буржуазной безнравственности.
Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».