Человек и природа. По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает мир природы, мы можем приблизительно охарактеризовать ее. Почти во всех художественных произведениях мы встречаем описание природы, ее «взаимодействие» с героями, но самое главное, что, видя, как тот или иной персонаж воспринимает природу, мы глубже вникаем в его характер, понимаем, почему он так или иначе поступает. Показывая отношения героя к природе, автор «расширяет» его образ, словно бы давая ему дополнительную характеристику. И, конечно, изображение природы дает нам возможность многое понять в самом авторе.
Взаимоотношения человека и природы в романе И. С. Тургенева можно рассмотреть на примере отдельных героев — Базарова, Аркадия, Николая Петровича, Павла Петровича. Я думаю, что начать следует с Базарова — главного героя романа. Это противоречивая личность: с одной стороны, он все отрицающий нигилист, материалист, но в то же время в нем есть скрытый романтизм, к котором он никогда никому не признается, даже самому себе. В одном из разговоров со своим другом Аркадием он замечает, что «природа не храм, а мастерская» и человек в ней работник, а всякое другое ее восприятие — «пустяки»; в ней нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию Базаров называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хорошему радуется, что принялась отцовская роща — природа должна приносить пользу, в этом ее назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается. Но, видно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые он не смог заглушить. И мы видим их, когда Базаров влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил романтика в самом себе; и тогда бескомпромиссный нигилист шел в лес, ища рядом с природой одиночества, бродил «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса ее и себя». Но Базаров ненавидит в себе «глупый романтизм», презирает его, ругает себя.
Базаров беден, его жизнь тяжела, и, по его мнению, у него просто нет времени на романтику. Совсем не таков его друг Аркадий, который усиленно подражает Базарову, строит из себя сурового, взрослого мужчину. На самом деле он мягкий, нежный юноша. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует ее, правда, скрывает все это, но невозможно скрыть то, что естественно. И, забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает у Базарова: «И природа пустяк?» На что тот отвечает: «. пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь». Но для Аркадия это не так, для него природа — именно «храм», и мы видим, что ему чуждо мировоззрение Базарова, хотя он благоговеет перед ним и подражает ему, чтобы не казаться слабым, не понимая, что это вовсе не слабость.
Неожиданно для себя он находит взаимопонимание с Катей, которая тоже любит природу, и это чувство еще более сближает молодых людей.
Отец Аркадия — Николай Петрович — очень схож со своим сыном, он тоже романтик, только не скрывает этого. Николай Петрович любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров, у него есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Он старается быть прогрессивным человеком, но не отрекается от...

того, что ему близко. Николай Петрович удивляется, как можно «не сочувствовать художеству, природе.» Он видит великолепный вечерний пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним предстает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У него слезы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. И мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этот эпизод окончательно раскрывает перед нами натуру Николая Петровича.
Взглянем теперь на его брата, Павла Петровича, который является полной противоположностью Николаю Петровичу. Он сухой, желчный человек, равнодушный к природе, она никак на него не влияет. В тот же вечер, когда его брат мечтает и предается воспоминаниям, Павел Петрович тоже гуляет в саду и также гляди на звезды, но они не вызывают у него никаких переживаний. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа.» он в чем-то схож с Базаровым, но для него природа даже не «мастерская», а просто фон.
В романе «отцы и дети» есть прелестные пейзажи. Например, в самом начале романа, когда приезд Аркадия совпадает с наступлением весны: «Все кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы». Мы как будто слышим журчание ручейка, пение птиц, на нас будто веет весной.
Или описание утра перед дуэлью Павла Петровича и Базарова: «.маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; темная зелень, казалось еще хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Как точно схвачены все детали, картина как будто дышит.
Мы видим, что сам автор почитает и ценит природу, тонко ее чувствует и понимает, конечно же, он ближе по духу к Николаю Петровичу и Аркадию.
Но природа для автора не только источник наслаждения, но и тайная, непостижимая сила, перед которой бессилен человек. Все его желания, стремления заранее обречены, так как человек смертен. И лишь одна природа пребывает в вечности6 «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Тургенев и Бунин относятся к разным поколениям одной эпохи. Отцы и дети. Отцы застали расцвет того, что дети могут только припоминать: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно.», «Крепостного права я не знал и не видел, но, помню.», «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства».
Для Тургенева охота, как для всякого добропорядочного помещика, — дело обычное, она — составная часть его жизни, и потому Тургенев говорит об охоте, как, впрочем, и обо всем другом, в настоящем времени, создающем эффект присутствия: «За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу. Вы отыскиваете. оглядываетесь. Солнце село, но в лесу еще светло. Вы ждете.»



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Тема человека и природы в романе Тургенева «Отцы и дети»