Юмористический и сатирический талант Тургенева
Автор остро сатирически изображает помещиков, причем во многих местах заметно прямое влияние великого сатирика на молодого писателя. Вот, например, описание обеда, устроенного в честь сановного гостя («Гамлет Щигровского уезда»). Гости — это гоголевские «уроды»: помещик так неловко раскланивался, «как будто у него отваливался живот»; по сторонам стояли «чиновники, с круглыми брюшками, пухлыми и потными ручками и скромно неподвижными ножками». Появляется сановник. Все описание обеда напоминает пронизанные сарказмом гоголевские
Но особенно замечательным показался мне анекдот, рассказанный самим сановником среди всеобщего радостного молчанья. Кто-то, кажется, разоренный генерал, человек, ознакомленный с новейшей словесностью, упомянул о влиянии женщин вообще, на молодых людей в особенности: — «Да, да», подхватил сановник, «это правда; но молодых людей должно в строгом повиновении держать, а то они, пожалуй, от ненкой юбки с ума сходят». (Детски веселая улыбка промчалась по лицам всех гостей; у одного помещика даже благодарность заиграла во взоре.) «Ибо молодые люди глупы». (Сановник, вероятно, ради важности, иногда изменял общепринятые ударения слов.)
С подлинно гоголевской сатирической силой разоблачил Тургенев помещиков-крепостников, создав новые в русской литературе типы «европеизированного» крепостника Пеночкина, патриархального садиста Стегунова и других. Глубокий обобщающий смысл заключен в образе Пеночкина. В. И. Ленин использовал этот образ для разоблачения лицемерия либерально-помещичьей «культурности» XX века.
Гоголь любит кратко юмористически характеризовать персонаж: Чичиков встречает прокурора, «с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом так, как будто говорит: «пойдем, брат, в другую комнату, там я тебе что-то скажу», — человека, впрочем, серьезного и молчаливого; почтмейстера, низенького человека, но — остряка и философа.»
Гуманизм, глубокое уважение к простому человеку, умение правдиво изобразить богатый внутренний мир крестьян, «поэтическую душу» народа — таковы отличительные черты «Записок охотника», встретившие полное одобрение со стороны Белинского. «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, — писал он, — как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!». Будучи писателем-реалистом, Тургенев сумел в книге, посвященной пароду, показать насущные потребности русской жизни и правильно определить ближайшие исторические перспективы развития русского общества. При всей художественности и поэтичности «Записки охотника» были в то же время и в высшей степени публицистическим произведением. Это была книга не только отражающая реальную общественную борьбу 1840-х годов, но и активно борющаяся за победу прогрессивных сил общества.
Публицистическая тенденциозность Тургенева ярко сказалась уже в первом из очерков «Записок охотника»- в «Хоре и Калиныче». Уже в этом очерке Тургенев затрагивал все основные проблемы ожесточенной общественной борьбы по крестьянскому вопросу середины 1840-х годов. В заключение необходимо сказать, что справедливость характеристики, данной Белинским Тургеневу как писателю-реалисту, творчество которого всегда неразрывно связано с действительностью, впоследствии полностью оправдалась. Много лет спустя сам Тургенев неоднократно говорил о зависимости его творчества от событий реальной жизни: «Я не могу выдумывать. и фабулу и действующих лип, я всегда брал из жизни».