“Бунтующее сердце” Базарова

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины вырой шая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченна на погибель – потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.!
И. С. Тургенев – К. К. Случевскому. 14 апреля 1862
Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренный носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
И. С. Тургенев. “Отцы и дети” (портрет Базарова)
Роман “Отцы и дети”,

появившийся в марте 1862 г. в журнале “Русский вестник”, вызвал у читающей публики и критики весьма разноречивые отзывы. Написанный на самом современном материале, почти цитирующий полемику демократов и либералов, развернувшуюся на страницах журналов, он не мог остаться незамеченным. Автор пытался остаться беспристрастным летописцем и отчасти предам дел возникшие споры: “Часа полтора тому назад я кончил, наконец, свой роман. Не знаю, каков будет успех. “Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение”. Эти строки
Тургенев записал в своем дневнике в 1861 г.
И действительно, фигура Базарова вызвала бурные споры. В основе этого образа – “одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 г.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью! было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало”. Итак, Тургенев взял своего Базарова из жизни, вложил ему в уста идеи демократов и вывел его главным героем романа. Единственный представитель лагеря “детей”, считающий, что “в теперешнее время полезнее всего отрицание” и действующий в силу этого отрицания, Базаров терпит крах. Неудивительно, что либералы, лагерь “отцов”, горячо поддерживали роман, а близкие Тургеневу демократы нещадно критиковали писателя: “Я испытал тогда впечатления, хотя и разнородные, но одинаково] тягостные. Я замечал холодность, доходившую до негодования, во многих мне близких и симпатичных людях; я получал поздравления, чуть не лобызания, от людей противного мне лагеря, от врагов. Меня это конфузило. огорчало; но совесть не упрекала меня: я хорошо знал, что я честно, и не только без предубежденья, но даже с сочувствием отнесся к выведенному мной типу, я слишком уважал призвание художника, литератора, чтобы покривить душою в таком деле”.
Сын штаб-лекаря, внук дьячка, разночинец Базаров – личность цельная, сильная, упрямая и одинокая. В этом и заключается трагизм его положения. Он – один. Его холодное презрение к собственному чувству – суровость, помогающая смотреть в лицо действительности, напоминает бегство от этой] действительности. Но не будь он таким, он не смог бы следовать своей программе отрицания всего и вся. Базаров смотрит на человечество свысока, принадлежа к роду людскому, пытается подняться) над ним. Добролюбов пишет о “новом поколении”, о Базаровых: “На первом плане всегда стоит у них человек и его прямое, существенное благо; эта точка зрения отражается во всех их поступках и суждениях. Их последняя цель- не совершенная, рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству; в их суждениях люди возвышаются не по тому, сколько было сокрыто в них великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и сумели сделать пользы человечеству”.
Какую же пользу принес Базаров? Вызывая раздражение у братьев Кирсановых, стремление подражать – у Кукшиной, Ситникова, Аркадия, интерес – у Фенечки, сестер Одинцовых, а в глазах мужиков бывший “чем-то вроде шута горохового”, он – как камень, брошенный в воду. Но круги-то на этой воде довольно быстро стихли. Анна Сергеевна Одинцова отказалась разделить eго судьбу, не стала жертвовать своим покоем, Аркадий и Катя Одинцова поженились, обрел супружеское счастье и Николай Петрович, Павел Петрович уехал из России.
Исследовательские интересы Базарова, направленные, конечно, на развитие медицины, приводят его самого к гибели. Пожалуй, только часть его практической деятельности – помощь отцу во врачевании больных – и была единственной пользой. “Смысл романа, – по словам Д. И. Писарева, – вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта К сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу К и поддержат их в жизни”. Тургенев даже не намечает этой дороги, а лишь показывает, к чему приводят крайности”.
Я Такие люди, как Базаров, думая о “всеобщем благе”, забывают о благе ближнего, разрушая судьбы и принося несчастья реальным, живым, любящим их людям. И Тургенев показал это, нарисовав в конце романа единственных людей, помнящих о Базарове, – его родителей. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. овцы безвозбранно ходят по могилам. но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней. часто приходят два уже старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут”.
Поэтическое упоминание о песне птиц, поющих на могиле Базарова, как о песне, устремленной в будущее, не делает судьбу стариков менее трагичной. Человек, приносящий в жертву свою жизнь, как это сделал Базаров, приносит в жертву и других. Стоит ли будущее этого? На этот вопрос нигилизм не дает ответа.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Back for christmas stylistic analysis.
Сейчас вы читаете: “Бунтующее сердце” Базарова