Что такое «базаровщина»
«Он в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество»,- так писал о Тургеневе Добролюбов, характеризуя необыкновенную способность писателя откликаться на «злобу дня».
Именно Тургеневу, стороннику реформистского преобразования России, удалось первым в нашей литературе изобразить революционера-демократа. Необыкновенно значимо само название романа «Отцы и дети». Конфликт либералов-отцов и новой, неведомой, только еще зарождающейся силы в лице Евгения
С первых же страниц перед нами предстает человек, глубоко убежденный в правоте своих идей и целей. Не уступать ни в чем ради достижения великой своей задачи — вот кредо Базарова. Никаких сомнений, быть последовательным, твердым, даже порой жестоким к себе и окружающим — борьба не обходится без жертв. Все — начиная с одежды и кончая образом жизни — отличает Базарова от остальных действующих лиц. Мало того, все это часто просто шокирует их. Да, странный человек. Не странный — «новый» человек. «Новый»? Но откуда он взялся? Результат воспитания? Да, но только
Любовная линия романа — отношения Базарова с Одинцовой — не является самой главной, как в других произведениях Тургенева. Действительно, «базаровский» тип человека, неспособного поставить всю свою жизнь на карту любви, не был органичен для писателя. Поэтому мы видим Базарова несколько «со стороны». Однако важно, что «новый» человек в «старой» истории сумел оказаться на высоте: живая жизнь для него оказывается важнее первоначальных теоретических установок, и он сумел глубоко и страстно полюбить.
Однако безответная любовь не может свести этою сильного человека с избранного им пути, и он продолжает делать свое «дело». Но почему же он все-таки погибает? Значит, он не мог существовать в то время?
Так считал Тургенев, либерал по убеждениям. Понимая силу «нигилистов», писатель не видел их живой связи с бытием страны. Отсюда, видимо, эта фраза Базарова на смертном одре: «Я нужен России. Нет. видно не нужен». Тургенев в конце романа лишает своего героя уверенности в достижении цели, лишает сил и не зная, что делать с ним дальше, лишает жизни. Нет борьбы. Нет бунта Базарова, а ест примирение и вечная жизнь.
Однако здесь Тургенев ошибался: вслед за Базаровым в русскую литературу и жизнь пришли лопуховы, Кирсановы, веры павловны и наконец, профессиональные революционеры Рахметовы. Так что «базаровщина» как отрицание культно-политического уклада страны набирала и набирала силу.