Мастерство Тургенева — психолога

Тургенев — один из крупнейших писателей XIX в. не только России, но и Европы. Он создал целую серию романов и как писатель этого жанра сумел сделать свои произведения привлекательными не только для читателей его родины: целостность сюжета (хотя строгая композиция, завязка, развязка могут отсутствовать), четкая очерченность проблемы при относительно незначительном числе персонажей, ясная и, главное, раскрытая тема, невысказанность собственного мнения и психологизм — все это очень интригует.
Психологизм — думается, одна из наиболее

интересных особенностей романов Тургенева. Рассмотрим ее проявление на примере одного из них — «Отцы и дети». Здесь, как на картине, отображены настроения русского общества предреформенного периода (для большей конкретности Тургенев точно указал даже год — 1859). Все более явной становилась необходимость принятия однозначного решения по вопросу крепостного права. Далеко не все считали нужным его отмену, многие просто боялись (потери ли состояния, возможной ли необузданности освободившихся мужиков — неизвестно). И в то же время появляется группа людей, преимущественно молодых, направивших свои действия
на изменение всего, на полное разрушение старого и возможное в будущем создание нового. Естественно, что обе эти стороны испытывали неприязнь друг к другу, которая перерастала порой в открытую вражду. Читатель, даже не знакомый с тем временем, но умеющий анализировать, благодаря таланту Тургенева, вполне мог догадаться о данной ситуации по ходу романа.
Тургенев выступает в романе беспристрастным и безошибочным наблюдателем. Основной упор он делает на личность человека — участника событий. Для изображения реальной жизни необходимо «понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу.». Таково было мнение писателя. Потому, вероятно, в романе практически отсутствуют биографии персонажей (за исключением Павла Петровича и Николая Петровича). Если с дворянством Тургенев был непосредственно знаком, сам будучи дворянином (по этой причине мы и знаем о жизни братьев Кирсановых: они являются главными представителями этого класса, и, следовательно, требуется их детальная характеристика), то нигилистов он мог только видеть, и поэтому ему оставалось лишь догадываться, почему и откуда они появились. Как следствие, в романе не приведена история жизни Базарова. Можно предположить, что в период своего студенчества он не был хорошо обеспечен (т. к. и поныне родители его небогаты: у них всего около двадцати душ крестьян) и приучился к самостоятельности.
Говорят, что Тургенев открыл тип нигилиста. Вероятно, это так, но этому открытию предшествовал сложный анализ подходящих типажей из жизни. Видя людей, он пытался понять их, потом трансформировал свое понимание и в итоге заставлял читателей тоже быть психологами. В этом заключается его так называемый «скрытый» психологизм. Он почти никогда не изображал непосредственно мысли и чувства персонажей, но указывал их реакцию на те или иные события, ее внешнее проявление. Тургенев отошел от традиции Гоголя, и в его романе нет множества деталей, но присутствуют упоминания «вскользь» о непроизвольных движениях, репликах персонажей.
Все тургеневские герои — цельные, сформировавшиеся личности (даже Аркадий, ведь он сбрасывает маску нигилизма, «как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка», по выражению Д. И. Писарева), с собственным мировоззрением, «принсипами». Соответственно, ничто не может изменить их изнутри (а способность сохранить себя — важный критерий для писателя), т. е. нужно какое-то внешнее влияние. Таковое Тургенев нашел и подверг своих героев испытанию любовью. С каждым из них происходит пусть небольшая, но метаморфоза. Таким образом, Тургенев отвел женщине новую роль — быть показателем состоятельности любимого (любящего) мужчины как личности. Каждый из героев встречает человека своего уровня, равного себе по темпераменту, характеру и другим положениям. Павел Петрович однозначно проиграл «сражение». Описывая его действия после смерти княгини Р., Тургенев выносит беспощадный и безоговорочный приговор: деревня, что всегда означало одиночество и обособленность от жизни. Даже его внезапное увлечение Фенечкой стоит оценивать как единичный и последний отблеск жизни прежнего Павла Петровича — «светского льва», как бессознательное стремление к тихому простому счастью, существованию без острой восприимчивости к изменениям в обществе, чего добился его брат.
Аркадий же, несомненно, только выиграл от того, что отдалился от нигилизма и вернулся к привычной для его предков и близкой ему по натуре размеренной жизни.
Вновь обращаясь к ситуациям проявления психологизма (уже были указаны анализ условий формирования характеров и развитие психолога в читателе), стоит отметить как немаловажный способ создания психологических портретов персонажей. Для этого Тургенев использует описание их внешнего облика, умело сопоставляя черты лица и характера. Этот прием писатель использует только для основных идеологических соперников, на его взгляд, самых важных.
Например, первое появление Базарова на страницах романа сопровождается его детальным «рассматриванием»: одет он в «длинный балахон с кистями» (ясно, что этот человек не гонится за модой и ценит прежде всего практичность); лицо худое, длинное, но в то же время своеобразная форма головы выдает недюжинный ум; его красная рука свидетельствует о том, что привык работать, и при этом Базаров не сразу подает ее Павлу Петровичу для приветствия — знак пренебрежения, самоуверенности.
Совсем по-иному, но тоже через портрет изображен характер Павла Петровича Кирсанова. Тургенев отмечает, что, несмотря на свои сорок с лишним лет, тот сохранил красоту и правильность черт лица (типичный аристократический портрет), моложавость, стройность и «породистость». Немало внимания уделяет автор и костюму Павла Петровича, изящному и даже модному, указывает и на его «красивую руку с длинными розовыми ногтями», которая впоследствии стала предметом насмешки Базарова.
Чрезвычайно интересна и такая авторская оценка героев, как их отношение к природе. Для автора — известного ее ценителя — она занимала не последнее место. Таким образом, отношение персонажа к природе определяет симпатию или антипатию автора, ставит его на определенную «ступень» Так, Базаров не воспринимает ее духовной, эстетической красоты, видя в ней лишь «мастерскую»; уважение (но на самом деле равнодушие) к ней Павла Петровича — это дань аристократизму; Николай Петрович искренне восхищается природой (да и всем прекрасным, оно для него неразделимо: и поэзия, и музыка, и живопись, и природа), она навевает ему воспоминания, размышления; Аркадий, хотя и не показывает виду, близок, скорее, к отцу (это, вероятно, и хотел сказать Тургенев, сделав место действия объяснения Аркадия с Катей сад: романтическая обстановка, простой, замечательный русский пейзаж).
Мастерство Тургенева любым способом «заглянуть в душу» человека, узнать истоки его мировоззрения обеспечивает существование всех указанных вначале привлекательных черт его романов. социальный конфликт, полагал Тургенев, нужно рассматривать изнутри (а он начинается с рождения нового типа человека), а понять человека в полной мере в состоянии лишь хороший психолог. следовательно, как писал сам Тургенев, писатель «должен быть психологом» и, помимо того, учить этому читателя.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мастерство Тургенева — психолога