Тема любви у Блока

Любовь – священный дар. Это одно из тех чувств, которому писатели и поэты посвящают большинство своих произведений. Каждый в ней видит что-то свое: кто спасительную силу, кто – губительную; кто превозносит ее, а кто – принижает, делая пошлой и низкой. Видимо каждый человек, исходя из собственного удачного или неудачного опыта, и строит в дальнейшем некую конструкцию, называемую любовью. Но ведь она многогранна, необъятна и в принципе непостижима! Даже сейчас, живя в XXI веке – так называемом веке прогресса разума и техники, – мы не можем найти ответ на вопрос что это? откуда берется это чувство, а самое главное – как заглушить боль, которую она оставляет после себя.
Рубеж в истории России между 19 и 20 веком ознаменовался многими историческими событиями. Здесь и изменения в политической жизни страны, и в экономике, и в социально-культурной сфере. После более чем 60-летнего господства “золотого века” в литературе, ему на смену приходит новый – “серебряный век”. Открывала этот рубеж такая замечательная плеяда писателей как А. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев, Б. Пастернак и другие. В литературе возникали и новые, ранее не существовавшие течения. Например такие как, символизм, футуризм и акмеизм. Символизм, как литературное течение, возник в конце 80 – начале 90-х годов 19 века. Это новое направление вобрало в себя идеалистическую концепцию двоемирия, а также художественное творчество зарубежных поэтов-символистов. В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. Под символом следует понимать поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления. Очень часто поэты-символисты посредством символа передавали свои индивидуальные представления о том или ином событии.
Одним из наиболее известных и часто цитируемых поэтов-символистов является Александр Александрович Блок. Его имя очень часто связывают с революцией 1917 года, с советской Россией. Но это мнение довольно-таки ошибочно. Немалое количество своих произведений он посвятил ей – любви, а точнее в стихах о любви воспел образ Прекрасной Дамы – той, что неподвластна времени и окутана тайной.
В своей ранней лирике поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Сам образ очень символичен: с одной стороны, это и собирательный образ женщины, с другой – это высшее идеальное начало. В то же время это и земная женщина – Любовь Менделеева, в которую был влюблен поэт. Красота, гармония и неразгаданная тайна – все это сочетает в себе Прекрасная Дама.
А. Блок живет ожиданием и предчувствием ее появления, но в тоже время испытывает и страх: а вдруг не придет? вдруг это все мои мечты?:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Окунаясь в мир грез и мечты, автор не забывает и о реальности, приземленной жизни. В стихотворении “Мы встречались с тобой на закате.” он рисует совершенно земную картину:
. Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Но со временем поиски идеала завели поэта в тупик. Не имея возможности что-либо противопоставить мещанскому, буржуазному миру. А. Блок обращается к противоречивой реальности и пишет стихотворение “Незнакомка” в 1906 году. В сюжете выделяется две повествовательные линии: первая – это реальная, земная жизнь, с присущей ей пошлостью, обыденностью и низменностью проявления человеческих чув




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Проблема потерянного поколения в трех товарищах ремарка.
Сейчас вы читаете: Тема любви у Блока