Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Этот урок проводится как заключительное занятие после изучения сказки-были «Кладовая солнца». Занятие рассчитано на два часа.

В начале урока ребятам предлагается нарисовать, как они представляют, что такое «я», что такое «мы».

Записи работы вывешиваются на доске в две колонки. Следующее Задание : напишите «я», рядом — «мы»; подберите к ним ассоциации — слова любой части речи, рифмы, созвучия и так далее.

(«Я» — боль, страх, одиночество, подозрительный, бояться, скучно, плохо, тихо, пустота, вечер, мечта,

стеснительный, грусть, тоска, раздумья, мучения, горе…

«Мы» — легче, радость, смех, дружба, семья, вместе, сила, защита, облегчение, спокойно, лучше, надежда, поддержка, весело, друзья, любовь, опора, улыбка, узел…)

Список читается вслух, причем ребята могут его дополнять. После этого им предлагается подчеркнуть два самых важных для них слова из первой колонки и второй . С этими словами составляются вопросы.

Примеры

— Каким должен быть друг?

— Что такое страх?

— Что такое жизнь?

— Как можно добиться победы?

— Что такое одиночество?

— Когда ты больше всего чувствуешь

свое одиночество?

— Что вы испытываете, когда видите одинокого человека?

— Что такое свобода?

— Как вы думаете, связаны ли между собой по смыслу слова «узел» и «семья»?

— Почему боязнь присутствует и среди друзей?

— Что такое доверие?

— Что такое понимание?

— Что является опорой в жизни?

— Когда вы спокойны?

— Что такое любовь?

Вопросы читаются вслух, после чего предлагается Задание : обменяйтесь с соседом вопросами и ответьте письменно на один из них . Ответы также читают вслух.

Примеры

Самая главная опора в жизни — друзья. Человек не может жить без друзей. Недаром говорят: «Дерево держится корнями, а человек — друзьями».

Юра Пономарев

Так как некоторые люди очень скрытны, не знаешь, друг он тебе или враг. И среди друзей есть предатели и лгуны. Это может раскрыться в самые трудные минуты жизни.

Алла Борисова

Жизнь — это Божий дар. Поэтому мы должны беречь каждую минуту жизни, прожить ее с большой пользой для себя и других.

Костя Кленов

Слова «узел» и «семья», безусловно, связаны между собой, потому что после брака и рождения детей любовь крепко связывает всех членов семьи — завязывается большой узел любви и добра.

Таня Морозова

Понимание — это добро, самое теплое и всем очень нужное.

Алла Борисова

Одиночество — это страх, когда рядом с тобой никого нет.

Коля Трефилов

Когда человек умеет любить и природу, и родину, и своих ближних, он счастлив.

Толя Матвеев

Страх — это то, что нельзя выразить словами. Когда боишься того, чего нет на самом деле.

Оля Дементьева

В нашем классе много учащихся. И мне нравится каждый. Каждый чем-то интересен, что-то умеет.

Мы всегда помогаем друг другу, потому что бесконечно доверяем друзьям. Пусть это доверие будет жить всегда.

Юра Пономарев

Следующий этап — Групповая работа : подчеркните вопросы, на которые нам дает ответы М. М. Пришвин в повести, подтвердите примерами из текста и проанализируйте их.

Примеры, предложенные группами.

— Что такое жизнь?

— Что такое дружба?

— Что такое одиночество?

— Каким должен быть друг?

— Что такое любовь?

— Что такое страх?

Учащиеся сделали вывод, что почти на все составленные ими вопросы можно найти ответы в тексте. Это говорит о том, что М. М. Пришвина всегда волновали добро, любовь, красота.

После этого ребятам предлагается написать слова «кладовая» и «солнце» и подобрать слова-ассоциации.

Примеры предложенных ребятами ассоциаций.

«Кладовая» — ценность, золото, кормилица, помощница, погреб, чудо, сердце, хранилище, сундук, клад, склад, секреты, детство, память, сюрприз, запасы, жизнь, богатство, душа, человек…

«Солнце» — тепло, свет, жизнь, любовь, смех, лето, детство, нежность, природа, заря, Мама, пляж, веселье, каникулы, ласка, луч, радость, уют…

Затем учащиеся составляют словосочетания, соединив слова из первой и второй групп, читают свои работы в группе, а затем выборочно в классе.

Самые важные, по мнению ребят, словосочетания подчеркиваются. Затем они дают определения словосочетанию «кладовая солнца» и читают их вслух.

Кладовая солнца — это хранительница вечного добра.

Юра Пономарев

Кладовая солнца — чудесный смех детей, золотые лучи речи, богатое сердце любящих, адресованное природе.

Таня Морозова

Кладовая солнца — это жизнь человека с его способностью любить.

Витя Лебедев

Кладовая солнца — это сердечное богатство человека в природе.

Саша Шубин

Кладовая солнца — это любовь, доброта.

Коля Трефилов

Кладовая солнца — это ценность земли, океан жизни, секрет жизни природы и человека.

Алла Борисова

Кладовая солнца — все то, что связано с сердцем.

Павел Санников

Кладовая солнца — это жизнь, богатство земли.

Костя Кленов

Кладовая солнца — это секрет природы.

Надя Малкова

После этого ребята выбирают эпиграф к нашему занятию . Можно предложить свой вариант. Каждая группа должна обосновать свое мнение.

Пословицы

Где дружба и совет — там и свет.

Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слова.

Дерево держится корнями, человек — друзьями.

Дружба заботой да подмогой крепка…

В заключение предлагается ответить на вопросы: как чувствовали себя на уроке? Что узнали? Какие задания были для вас сложными?

— Сначала было нелегко, но помог сосед, поддержали в группе.

— Думал, что кладовая солнца — это только то, что касается природы, но не человека. Потом понял свою ошибку, и легко стало.

— Задумался о смысле жизни.

— Я научился думать. Радуюсь этому.

— Узнал много полезного. Думаю, мне эти знания в жизни пригодятся.

— Слова-ассоциации помогают прийти к неожиданным выводам. Само собой складно получается. Это здорово!

— Мне интересно было все.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»