Урок — семинар для 11 класса по теме: » Квантово — волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества» — Скачать

Урок — семинар

Орлова Н. Г. — учитель физики МБОУ «Тучковская СОШ №3»

Тема урока: » Квантово — волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества».

» Нет ничего темнее света «

Задачи урока: Образовательная — обобщить и систематизировать знания учащихся о природе световых явлений и о единстве волновых и корпускулярных свойств света и вещества, а также повторить вопросы практического применения оптических явлений; умение строить модели физических процессов.

Развивающая — формирование

навыков самостоятельности и активности у учащихся при работе с дополнительной литературой и работой в группах; умение делать выводы.

Воспитательная — формирование фундамента мировоззрения — системы обобщенных с философских позиций знаний, а также формирования диалектико — материалистических убеждений учащихся ; расширение представлений учащихся о познавательных возможностях наблюдения, эксперимента.

Педагогическая технология: проблемное изучение, групповая и индивидуальная работа.

Рассмотрим в качестве примера, как можно организовать проблемное изучение квантовой теории света в 11 классе.

Знакомство с ней происходит при прохождении темы «Световые кванты. Действия света». Здесь учащиеся знакомятся с одним из фундаментальных понятий современной физики — понятием о квантах света — фотоне, впервые сталкиваются и с «парадоксами» современной физики.

С удивлением узнают о том, что одно и тоже физическое явление — свет, имеющее единую электромагнитную природу, может столь по — разному проявлять себя: с одной стороны, как типично волновой процесс в явлениях интерференции, дифракции, поляризации, а с другой — как поток «частиц» света — фотонов — в явлении фотоэффекта. Не сразу и не без труда свыкаются учащиеся с мыслью о дуализме свойств света.

Задача учителя при изучении данной темы состоит в том, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные положения квантовой теории света.

Семинарское занятие в старших классах провожу в течении 45 минут, отведя на него один урок. При этом каждый ученик получает объективную оценку своим знаниям, умениям, умению их преподнести, а также своей деятельности в ходе занятия.

Задания, которые получают учащиеся заранее, для обсуждения вопросов :

1.Электромагнитная природа света. Волновые свойства света. Квантовые свойства света. 2.Фотон и его характеристики.

3.Практическое использование световых явлений.

План проведения семинара.

1.Вводное слово учителя. Постановка задач семинара.

2.Обсуждение знаний о свете — обсуждение проводится со всем классом

3.Рассмотрение свойств фотона и их диалектико — материалистическое истолкование — проводится в форме организации работы групп учащихся с последующим обсуждением итогов работы групп

4.Повторение материала о практическом применении оптических явлений — проводится коллективно всем классом .

5.Подведение итогов семинара. Формулировка мировоззренческих значимых выводов — ведущая роль принадлежит учителю

1.Во вступительном слове учитель указывает на то, что на семинаре необходимо подвести предварительные итоги учения оптических явлений и постараться систематизировать уже имеющиеся знания о свете. Достаточно длительное изучение световых явлений в науке показало сложность и многогранность данной проблемы. Поэтому и в процессе изучения оптических явлений учащимся необходимо видеть эту сложность и многогранность и постараться обобщить на данном этапе имеющиеся у учащихся знания.

2.Для второго этапа используем четыре вида работы.

1)Проследим путь развития квантовой и волновой теории света и представить его кратко в виде структурно — логической схемы:

А)указать экспериментальные факты, которые привели к формулировке данной гипотезе света; кем и когда были установлены эти факты;

Б)сформулировать данную гипотезу света, показать ее развитие;

В)какие следствия вытекают из положений этой гипотезы;

Г)перечислить эксперименты, подтверждающие следствия данной гипотезы; когда и кем были проделаны эти эксперименты.

2)Обсуждение вопроса «Что такое свет?»

Закончите предложение: «Свет — это… «, выбрав один из ответов:

_ электромагнитная волна;

_ поток частиц — фотонов;

_ волна и поток частиц;

_ ни волна, ни поток частиц;

_ ни один из ответов не подходит.

В ходе обсуждения учащиеся должны придти к последнему ответу.

Нужно сделать в итоге вывод: » Свет — это сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами и волн и частиц, однако является не тем, ни другим. Свет — это материальный объект, конкретнее — второй известный учащимся вид материи — частный случай электромагнитного поля». .

Затем, опираясь на ответы учащихся, можно будет «собрать вместе свойства света — волновые и корпускулярные, а именно и др.

3)Составление таблицы следующего содержания .

Явления, в которых проявляются, обнаруживаются

Волновые свойства света

«Корпускулярные» Свойства света

Квантовые

Интерференция, дифракция, поляризация,

Дисперсия, отражение, преломление, Давление света

Тепловое излучение, фотоэффект, химическое действие света, люминесценция, Давление света

Волновые: V, λ, ν

Корпускулярные: Е, m, Р

Характеристики фотона: Е =

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок — семинар для 11 класса по теме: » Квантово — волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества» — Скачать